Река Баргузин, 6 утра. 2 члена экипажа, не считая съемочной группы, и маленький моторный катер. Именно на таком судне ученые исследовали почти весь Байкал. Буквально сутки назад вернулись с Селенгинского мелководья. На этой неделе очередь Чивыркуйского и Барагузинского заливов.
С собой - последние научные разработки. Например, этот компьютер позволяет дистанционно, не ловя рыбу, рассчитать ее количество на конкретном участке. Кстати, изобретение бурятских ученых. И вот уже видно результат на ближайших десяти метрах.
«Когда очень много рыбы, вот такой цвет, оттенок. Самая высокая отражающая способность по шкале. Такого цвета я давно не видел».
Куда ставить оборудование, решают по количеству рыбаков из местных жителей. Или ставят туда, где рядом вот расположен вот такой невод.
- В данном случае с одной стороны ловушка. Может быть двустенным невод, с двух сторон рыба может идти. И соответственно заворачивает и попадает в ловушку. Откуда ее соответственно вычерпывают рыбаки, - поясняет Григорий Шевцов, научный сотрудник ФГБНУ «Госрыбцентр».
То, что рыбы нет, видно по пустым лодкам возвращающихся рыбаков. Их пятикилометровый невод стоит здесь с 1 июня. Причин отсутствия в озере одного из главных символов Бурятии называют несколько - это увеличение в последние время популяции нерп, бакланов и обмеление самого Байкала и прилегающих к нему рек.
- Обычно скатывалось по Селенге личинок 1,5 - 2 млрд. В этом году скатилось около 300 млн. То есть вернуться уже будет некому, промвозврата никого не будет. Зашло на нерест, ожидали, что миллиард, а зашло тоже порядка 350 миллионов, - говорит Андрей Варнавский, старший научный сотрудник ФГБНУ «Госрыбцентр».
Сами ученые считают, что виноваты браконьеры. Только за этот год сотрудниками Рыбоохраны в Баргузинском районе было составлено более 100 протоколов. В утро съёмки было изъято 5 сетей. А по словам местных жителей, сейчас самое низкое количество показателей омуля за последние 20 лет, сообщает телекомпания «Тивиком».