12 декабря

11 декабря

Популярное

Первому боевому вертолету России Ка-25, собранному в Улан-Удэ, «стукнуло» 50 лет

Общество, 
25 апреля 1965 года на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) впервые поднялся в небо серийный вертолет Ка-25ПЛ. Отличительной особенностью первого в стране боевого вертолета стало наличие сложных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования, позволявших работать круглосуточно и в сложных погодных условиях

К исследованиям в области создания корабельного вертолета нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, конструкторы ОКБ Н.И. Камова приступили в 1956 году. 26 апреля 1961 года летчик-испытатель Д.К. Ефремов впервые поднял опытный вертолет Ка-25 (в документах он значился как изделие «Д»).

Поскольку альтернативы вертолету «Д» в начале 60-х годов не существовало, решение о его серийном производстве было принято еще на ранних этапах испытаний. Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 30 мая 1960 года и приказа председателя государственного комитета Совета министров СССР по авиационной технике от 17 июня 1961 года коллектив Улан-Удэнского авиационного завода приступил к освоению опытного образца вертолета Ка-25. Почти через четыре года серийный вертолет под управлением летчика-испытателяЛарюшина совершил 30-минутный полет.

Серийный выпуск вертолета Ка-25 на У-УАЗ стал логичным продолжением вертолетного производства – ранее предприятие выпускало Ка-15 и Ка-18, предназначенные для авиации ВМФ. Сложная механика колонки несущих винтов, клеевые соединения в лопастях, антикоррозийная защита всех узлов, применение стеклопластиков, большое количество радиоэлектроники требовали качественно нового технологического уровня и серьезного подготовительного периода. Были созданы новые лаборатории, радиотехнический комплекс, серийно-конструкторский отдел. В период освоения спроектировано и изготовлено 2 731 наименование различной оснастки. Тогда же было освоено производство цельнометаллических лопастей несущего винта по оригинальной технологии, остающейся в производстве до сих пор.

Ка-25 выпускали до середины 70-х годов. В процессе эксплуатации вертолет неоднократно модернизировался. С 1965 по 1974 год завод изготовил и передал в войсковые части авиации военно-морского флота 250 вертолетов Ка-25ПЛ, Ка-25Ц,
Ка-25ПС, Ка-25БТ. Большое количество модификаций способствовало повышению эффективности ударных и оборонных функций боевых группировок кораблей на морских и океанских просторах. Всего в интересах военно-морского флота было построено 16 различных модификаций Ка-25. Машины экспортировались в Болгарию, Вьетнам, Индию, Югославию.

В зимнюю навигацию 1978-1979 годов впервые в истории освоения Арктики вертолет
Ка-25, оборудованный обзорным радиолокатором и авиагоризонтом АГК-47Б, принимал участие в проводке судов по Северному морскому пути в условиях полярной ночи. Группа из 12 человек обеспечивала круглосуточную навигацию в морях Ледовитого океана, осуществляя на Ка-25ПЛ разведку морских льдов. Вертолет базировался на атомном ледоколе «Сибирь». В экстремальных погодных условиях полярной ночи, когда сила ветра достигала 35 м/с, а температура воздуха опускалась до минус 50 градусов по шкале Цельсия, вертолет летал по 5-6 часов в сутки на высоте 15-20 метров.

По словам Героя Советского Союза заслуженного летчика-испытателя СССР Николая Бездетного, налетав более 200 часов, вертолет показал «полную всепогодную автономность» (способность в любых погодных условиях самостоятельно находить место и производить посадку без какой-либо помощи).

За техническое обеспечение и участие в экспедиционном переходе по Северному морскому пути на атомоходе «Сибирь» приказом по Министерству авиационной промышленности были также отмечены Ю.М. Зверев и Ю.А. Горбунов, работавшие в Службе эксплуатации У-УАЗ.

После распада СССР 30 вертолетов Ка-25 достались Украине. После появления в 1981 году более совершенных Ка-27ПЛ вертолеты Ка-25ПЛ начали постепенно списывать. До середины 90-х годов на флоте прослужили только Ка-25Ц. В настоящее время по одному Ка-25 экспонируется в музеях в подмосковном Монино и Ханое (Вьетнам), сообщает пресс-служба У-УАЗ.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Бурятии северяне потребовали осветить горки
Общество, 12.12.2024
Играющих на них детей сравнили с кротами
Жителям Бурятии рассказали о правилах сбора валежника
Общество, 12.12.2024
Оформление разрешительного документа не требуется
Мастер по реставрации буддийских скульптур скончался в Москве после тяжёлого ранения
Общество, 12.12.2024
Одон Ринчинов получил его на СВО и после перенёс множество операций
У жителя Бурятии конфисковали грузовичок из-за пьяной езды
Общество, 12.12.2024
Мужчину приговорили к принудительным работам
В Бурятии четверо детей воссоединились со своей мамой
Общество, 12.12.2024
Женщине удалось восстановиться в родительских правах
Улан-Удэ на два дня станет столицей модных показов
Общество, 12.12.2024
17 и 18 декабря в Бурятии состоится модный показ «Улаан», который станет праздником утончённой красоты и изящности
В Бурятии детей мигрантов, не владеющих русским языком, не примут в школы
Общество, 12.12.2024
Депутат Госдумы от РБ заявил, что его незнание негативно влияет на весь образовательный процесс
В Улан-Удэ выявляют стихийные зимние горки
Общество, 12.12.2024
Опасные участки обнаружили на нескольких улицах
В Улан-Удэ осуждённая провела кулинарный мастер-класс
Общество, 12.12.2024
Она поделилась рецептом «Гранатового браслета» 
Авиасообщение в Бурятии – итоги 2024 года
Общество, 12.12.2024
Авиатранспорт – самый динамично развивающийся вид передвижения в республике и за её пределами. И 2024-й точно войдёт в историю авиасообщения Бурятии
^