– Начало апреля – идеальное время для старта. В марте мне было бы еще холодно идти, стартуй я в мае – велика вероятность того, что зима начнется, как раз когда я буду в Сибири. Есть и масса других организационных доводов за эту дату. Например, тогда я по нашим с Михаилом Борисовичем Соколовским – моим, можно сказать, менеджером и организатором путешествия (Соколовский – заслуженный тренер России по легкой атлетике. – С.Л.) – расчетам следующим летом попаду в Рио-де-Жанейро как раз во время Олимпийских игр.
– Не боитесь, что 1 апреля кто-то посчитает, что это все розыгрыш?
– Ну те, кто меня знает, поверят. Я уже 50 лет в спорте, мастер спорта международного класса по спортивной ходьбе, прошел в общей сложности 300 тысяч километров.
– По каким маршрутам?
– Ленинград – Выборг раз 10–15 ходил, вокруг Ладожского озера, вокруг Азовского моря, по Финляндии 3400 километров. Кроме того, регулярно участвую в Кубках мира по спортивной ходьбе на 200 км.
– Это что еще за соревнования?
– Кубки мира по биатлону представляете? Вот и у нас все по той же системе организовано: периодически собираемся в разных местах – и вперед. В мировом рейтинге я занимаю в этой дисциплине место в десятке.
– Но вам этого мало, раз собрались в кругосветное путешествие в канун своего 60-летия?
– Раньше просто не было возможности, житейские дела мешали. Надо самому дорасти до такого решения морально, дождаться, пока дети вырастут и смогут сами себя кормить. Я же все-таки два года не буду появляться дома.
– Что с собой берете?
– Один только рюкзак не больше 5 кг. Необходимых для жизни вещей не так уж и много, а лишний вес в дороге превращается в обузу, делая вас тяжелым, неповоротливым и усталым. Главное – спальник. Я ведь ночую на природе, никаких там гостиниц или хостелов. Только если попаду под страшный дождь и мне надо будет просушиться, тогда в этой безвыходной ситуации придется искать ночлег, заодно и постираюсь.
– Ну не прямо же на проезжей части ночевать собираетесь?
– Нет, конечно, хотя отходить от дороги опасно, можно на медведя нарваться или на других животных, которые мне не будут рады. И комаров там больше бывает, поэтому дальше чем на 50 метров от дороги лучше не уходить. Обычно ночую прямо под открытым небом, но лучше заранее убедиться, чтобы рядом было что-то вроде крыши. Ну, например, автобусная остановка или мост, под которым можно спрятаться при дожде.
– Интернет помог заранее запланировать места привалов?
– Да, мы с Михаилом Соколовским, изучили местность, все прикинули и по дням расписали все остановки, где мне было бы комфортно, если можно так говорить в моем случае. Пока только на территории России. При необходимости все откорректировать можно будет, связь с Питером постоянная: 350 рублей в месяц – и говоришь по всей стране. Из-за границы можно общаться посредством эсэмэсок, я уже пробовал. Таких условий, что позволяет нынешний технический прогресс, у тех, кто раньше мечтал о таком путешествии, быть не могло.
– А питаться чем будете?
– Здесь все налажено давно, были попытки экспериментировать, но все равно приходишь к одному и тому же. Рацион традиционный: кока-кола, сникерс, батон, сыр и мясо самого что ни на есть возможно твердого копчения. Эти продукты идеальны в моем случае. И в плане состава, и в том смысле, что они всегда и везде есть, так что я затариваюсь на день-два, не больше.
– Но вас в пути встречать будет местное население. Если предложат тарелочку супа, неужели откажитесь?
– Наверно, соглашусь, но только у нас в России – в экзотических странах это чревато, возможны отравления. Я не знаю той пищи, что принята, скажем, в Китае – может, она мне не подойдет. Так что обычно стараюсь питаться по своему, годами отлаженному меню.
– Обуви сколько сносить собираетесь?
– Практика показывает, что одной пары кроссовок хватает на 3000 км. Чтобы дойти до Китая, мне нужны две пары как минимум. Но чтобы не тащить все на себе, я посылкой вышлю пару в Уфу до востребования, вторую в Новосибирск, а в Китае уже покупать придется.
– Вы как двигаться собираетесь – по проезжей части?
– Да, по самой кромке и навстречу движению. Чтобы меня было видно, у меня на одежде из соображений безопасности специально отражатели предусмотрены. На спине еще реклама с маршрутом моего движения, чтобы знали, куда иду и зачем. Заодно, может, кто из спонсоров в пути заинтересуется.
– Сколько в день надо будет пройти, чтобы уложиться в два года?
– 50–60 км, хотя, конечно, возможны варианты. Где-то могут быть такие условия, что темп будет трудно поддерживать, а в то же время в горах, если холодно на высоте, придется и ночь идти, чтобы не замерзнуть.
– Как с силами-то? Медкомиссию проходили перед стартом?
– Да я состою в спортивном диспансере, регулярно там осматриваюсь, так что никаких медицинских противопоказаний нет.
– Аптечку-то все равно надо иметь в пути?
– Да так, по мелочи: лейкопластырь на всякий случай, самый простой, катушечный, да крем, чтобы тело смазывать. Меня в МЧС об этом тоже спрашивали.
– А в МЧС зачем ходили?
– Чтобы зафиксировали: мол, есть такой Лукьянов из Петербурга, путешествует по миру. Если кто остановит в дороге, то сможет проверить. Хоть поймут, что не сумасшедший.
– Вдруг зуб заболит?
– Это серьезно, и я уже два раза в марте на приеме у стоматолога был, пломбы все поставил. Ну на всякий случай полис медицинский с собой беру, плюс страховка для заграницы. На полтора года оформил, как раз с того времени, как к Китаю подойду, – он первой зарубежной страной на моем маршруте будет.
– Еще прививки перед азиатскими странами делать положено.
– Пока мне заниматься этим не имеет смысла, потому что срок действия прививок 2–3 месяца. Так что где-нибудь в Чите сделаю, но только от желтой лихорадки. Она обязательная, остальные по желанию.
– В Китай еще виза нужна.
– И не только в Китай, в Австралию тоже, дальше пока не заглядывал. Но и смысла нет: визы заблаговременно не дают. Мы пытались все заранее оформить – только за три месяца до въезда (в моем случае – входа) в страну. Так что тоже где-то в Чите займусь этим.
– А что по времени?
– Сингапур – это самая конечная точка азиатского материка. Где-то за год, может, за одиннадцать месяцев должен справиться. Потом перелет в Австралию, там иду по южному побережью, по северному просто не пройти физически. Из Австралии самолетом в Южную Америку, в Чили, там через горный хребет (4 тысячи метров высота, это будет серьезная проверка сил) в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, где как раз следующим летом Олимпийские игры должны быть. У нас по времени так рассчитано, чтобы я там оказался: может, посмотреть чуть-чуть соревнования получится, и я себя покажу. Но больше двух дней в одном месте у меня за два года нигде не запланировано. Потом перелет через океан, попадаю в Дакар, оттуда иду наверх в сторону Лиссабона, дольше по Европе, там уже все знакомо, – и домой.
– Билет из Сингапура уже куплен?
– За время, пока иду, планируем насобирать мне денег на самолет: на три перелета по сегодняшним деньгам необходимо порядка 300 тысяч. Процесс сбора уже пошел, есть группа в Интернете, есть номер кошелька на «Яндекс. Деньги». Буду сбрасывать фото, где нахожусь, чтобы поддерживать интерес к моему путешествию.
– А если нужная сумма все-таки не найдется?
– Ну, обратно пойду, в крайнем случае, хотя меня уже не остановить. Квартиру продам, но полечу.
– Вы уж не пугайте родственников!
– Да они знали, что у меня вся жизнь была подстроена под то, чтобы пройти кругосветку. Я ведь и на работу такую специально устроился, чтобы раньше на пенсию уйти, пожарным был. Теперь я свободен, дети взрослые, здоровье еще есть, все совпало для путешествия. Я с детства мечтал именно об этом.
– То есть 60-летие один отмечать будете?
– Где-то в Австралии это будет. Может, кто-то из России подъедет.
– С вами пройдут пару деньков?
– Такая возможность есть у любого, кто захочет. Кто сколько сможет, информация об этом в Интернете есть и на китайском, и на английском.
– В компании идти легче?
– Да, честно говоря, мне одному спокойней, ведь здесь всяко придется за другого беспокоиться, тем более если люди без специальной подготовки. Темп, например, у партнера низкий будет, мне тоже придется сбрасывать. Сяду на перекус – его угощать надо. Так что есть свои сложности, как в любом командном виде спорта.
Общая протяжённость маршрута из Петербурга в Петербург равна 32 тысячам километрам. По пути путешественник планирует посетить Улан-Удэ – скорее всего, зимой.