Начало 2015 года ознаменовалось целой серией подземных толчков на севере Бурятии. Практически весь январь личный состав 24-й дистанции пути, которая обслуживает тоннели ВСЖД, работал в усиленном режиме. По словам начальника дистанции Виктора Хлюпина, пришлось в буквальном смысле слова дневать и ночевать на своих объектах. Зафиксировано было более 140 землетрясений различной магнитуды – от 2–3 до 5–6 баллов.
Эта ситуация привлекла пристальное внимание учёных Байкальского филиала Российской академии наук. Руководство дороги провело ряд совещаний. В итоге принято решение возобновить сеть сейсмического контроля, которая действовала ранее на БАМе.
Вся собранная информация будет передаваться геофизической службе Байкальского филиала РАН, которая будет заниматься вопросами прогнозирования подземных событий, информировать тоннельщиков об эпицентре, мощности или магнитуде подземных толчков, их интенсивности и прочих параметрах.
Не смотря на то, что тоннель выдержал испытание на прочность, при этом имели место большие задержки поездов. По инструкции при землетрясении свыше пяти баллов движение прекращается, начинается осмотр искусственных сооружений, в данном случае – 15-километрового железнодорожного тоннеля, а также Северомуйского обхода и близлежащих перегонов.
Цель возобновления системы сейсмоконтроля – уйти от различного рода издержек и расходов, связанных с отвлечением личного состава на вышеупомянутые мероприятия.
Последние исследования геофизиков показали любопытную закономерность: в ходе, скажем, одного и того же сейсмособытия в горном массиве Северо-Муйского хребта трясёт на 1,5–2 балла меньше, чем в посёлке Северомуйск.
Стоит отметить, что Северомуйский тоннель построен с большим запасом прочности – он может выдержать девятибалльное землетрясение.
Сегодня руководством дороги поставлена задача: в срок до 1 декабря 2015 года сеть сейсмоконтроля должна быть введена в эксплуатацию. Координировать все работы в рамках этого проекта будет группа специалистов кафедры «Мосты и тоннели» ИрГУПСа.
В Северомуйском тоннеле ведётся монтаж системы автоматизированного мониторинга геодинамической безопасности. На эти цели выделено 48 млн руб. Новая система позволит следить за целостностью конструкций тоннеля. Благодаря обширной системе датчиков можно не только более точно оценить параметры сейсмособытия, но и вести постоянный контроль геометрических параметров обделки тоннеля и пути, а это, в свою очередь, позволит существенно повысить уровень безопасности движения поездов, сообщает «Гудок.ру».