Валерий Рулевский свой трудовой путь на БАМе начал с 85 года. Горняк строил 15-километровый тоннель. В 95-м его семья выехала из поселка Тоннельный, жена и сын благополучно получили квартиры, а он уже один обосновался в Северомуйске, где и ведет непримиримую борьбу с чиновниками за квадратные метры. Местная власть, в свою очередь, обвиняет Рулевского, который, получая квартиры на Севере, не платил за коммуналку, бросал их и уезжал в другие регионы.
- С 95 года он проживал в поселке Северомуйск, был прописан по ул. Строителей, но фактически в данном жилом помещении, как и многие другие наши граждане, не проживал. Естественно в связи с тем, что не осуществлял надзор за своим помещением, данный дом был разграблен, и потом остатки этого дома сгорели, - сообщила председатель Совета депутатов городского поселения «Северомуйское» Татьяна Черникова.
В пожаре своего дома Рулевский обвиняет местную власть, которая, по его мнению, таким образом, экономит деньги на сносе ветхого жилья.
- Снести барак надо району 180 тысяч, а поджечь надо бомжам или кто безденежный дать две тысячи и он подожжет. Ночью, были случаи, люди выбегали из горящего барака, - рассказывает мужчина.
Тем не менее, в 2012 году через суд Рулевский получает другую квартиру по ул. Мира. Пройдя приватизацию, он подает документы на получение соцвыплаты по программе переселения с зоны БАМа. Однако в отсутствии хозяина, который в то время находился на заработках, теперь уже в Ленинградской области, квартира сгорает этим летом.
- В это время я работал в Ленинграде в автобусном парке №5. Я работал, почему, потому что там хоть было хоть какое-то жилье, временное общежитие, неоплачиваемое, - вспоминает Валерий Рулевский.
Сегодня в администрации Северомуйска ему предлагают собрать документы как малоимущему для предоставления нового жилья. Однако по законодательству в эту категорию граждан он вряд ли попадет. По словам самого Рулевского, его пенсия составляет более пятнадцати тысяч рублей в месяц, которой хватает буквально на два дня, поэтому он вынужден где-то постоянно работать.
Сегодня уроженец Казахстана живет у друга, попавшего в подобную историю. Александр Волченко в прошлом милиционер и юрист, сегодня - рыбак и охотник, как он сам говорит, восемь лет назад занял комнату в общежитии от безысходности, и проживает там незаконно и совершенно бесплатно.
- Я здесь живу не плачу ни за воду, ни за свет, ни за коммунальные услуги. Я уже прошу, вы меня выселите в порядке судебном. Не хотят выселять. - Вот так и приходится мучиться мне уже почти 70 лет, а я без дома, уже готов автомат взять, - говорит житель общежития в посёлке Таксимо Александр Волченко.
Штамп в паспорте до сих пор свидетельствует, что он житель поселка Тоннельного, который был ликвидирован в 2005 году. Волченко же выехал из поселка еще в девяностых вместе с семьей в Таксимо, почему на тот момент его жена получила квартиру, а он остался за бортом в администрации Муйского района тоже не могут понять. Не помогли бывшему милиционеру и суды, все они были проиграны.
- В связи с тем что строительство БАМа закончилось, и этот поселок как рабочий поселок его ликвидировали, и государство выделило средства, чтобы эти люди, которые там остались, они получили госсубсидию - почему он не попал в эту программу, для меня тоже загадка, - заявил глава Муйского района Баир Дондупов.
Но такие ответы обиженных не устраивают. После объявленной голодовки они намерены перейти к сидячей забастовке. Однако их действия, заверяют в министерстве строительства Бурятии, совершенно бесполезны.
- Он должен подтвердить факт наличия в собственности имущества. К сожалению, соцвыплаты данному гражданину не полагаются, потому что утрачена собственность. Во втором случае человек проживал в поселке Тоннельном, в нашей программе участвуют только поселок Таксимо и п. Северомуйск. Почему Тоннельный не участвует. Потому что он в 2005 году данный поселок был закрыт, тут тоже данному гражданину соцвыплаты не полагаются, - пояснил министр строительства Бурятии Фёдор Трифонов.
С получением жилья на севере происходят невероятные истории. В погоне за бесплатными квадратами северяне разводятся, чтобы получить две квартиры на семью, сообщает ГТРК Бурятия.