- Алексей Александрович, какую отдачу ощущает бюджет города от туристской отрасли?
- Единая методика подсчета туристического продукта у нас в стране, к сожалению, отсутствует. Я могу привести только оценки. Если посчитать только валовый туристский продукт Иркутска, то это составит порядка 7 миллиардов рублей. Но если взять и смежный с отраслью бизнес - продажу сувенирной продукции, общепит, транспорт, то соответственно получается порядка 15 миллиардов рублей. Конечно, это еще не те цифры, на которые хотелось бы рассчитывать. Потому что в любой развитой туристической стране доходы от турбизнеса составляют 30-50%. Но, тем не менее, мы видим хорошую динамику.
- В советские годы Байкал посещало до 40 тысяч иностранцев? А сейчас?
- Сегодня к нам приезжает порядка 60 тысяч туристов из-за рубежа. Так, в этом году мы наблюдаем рост китайских туристов.
- Какие примеры совместного сотрудничества с бизнесом вы можете назвать?
- Приведу такой пример. Прошлой зимой на Байкале на льду был построен табун из 384 ледовых лошадей. В данном случае на проект не было потрачено ни копейки бюджетных денег. Проект был запущен в марте, и почти сразу лошади начали таять. Казалось бы, в чем здесь логика, и в чем здесь может быть интерес бизнеса? А оказалось вот в чем. Одна компания начала строить здесь сьюты - небольшие квартиры с очень высокой стоимостью. Привели потенциальных покупателей. И вечером на закате солнца они пролетели на вертолете над этими тающими лошадьми. Это производило настолько сильное эзотерическое впечатление, что 30 человек из 50 купили здесь квартиру. Вот связка бизнеса и туризма. Это пример, когда не впрямую продается туризм, но за счет туризма развивается бизнес.
И на самом деле, у нас сейчас родилось много таких интересных проектов. Например, в 2016 году мы планируем провести большую скульптурную биеннале на Байкале. Предварительно свое согласие приехать дали очень крупные фигуры голливудского характера. А под это дело мы хотим организовать музей дайвинга, опустить на дно скульптуры. Этот проект тоже отражает большие экономические процессы. Тем более, что дайверы на Байкале обычно занимают весенний и осенний сезон. И в таких затеях мы ищем интересы бизнеса, которые впишутся в интересы развития туризма.