Министр имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Маргарита Магомедова в интервью «Байкал-Daily» рассказала об узаконении самовольных участков, установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий, государственной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, изменениях в управлении сельскохозяйственными землями и о многом другом
- Маргарита Антоновна, каким образом решается вопрос об узаконении самовольных участков в Улан-Удэ и переселении в Иволгинский район, в частности, на острове Комсомольском, в шумовых зонах аэропортов. Будет ли производиться переселение улан-удэнцев в связи с установкой санитарно-защитных зон крупных предприятий?
- В целях принятия мер по решению проблемы с самовольными постройками, расположенными на территориях Улан-Удэ и Иволгинского района создана и работает межведомственная комиссия при правительстве Республики Бурятия.
В настоящее время на основании решения указанной межведомственной комиссии (МВК) принято распоряжение правительства Республики Бурятия от 27.11.2009 года № 635-р «О принятии мер по решению проблемы с самовольными постройками, расположенными на территории Улан-Удэ и Иволгинского района Республики Бурятия», предусматривающий меры по узаконению самовольных строений.
В соответствии с последним решением, принятыми на МВК, если земельный участок попадает в зону жилой застройки, возможно узаконение путем создания дачных некоммерческих товариществ или садоводческих некоммерческих товариществ (ДНТ или СНТ). Если же земельный участок попадает в зону ограничения жилой застройки (санитарно-защитные зоны, шумовые зоны, зоны подтопления и т.д.) - будут предложены варианты переноса самовольных построек на специально отводимые для таких целей территории в Иволгинском районе Республики Бурятия, вблизи поселка Нижняя Иволга.
Изменения, внесенные в правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» в 2010-2011 годах, позволят узаконить 1238 земельных участков на площади 227,6 гектара путем создания ДНТ или СНТ.
Для решения проблем установления санитарно- защитной зоны вокруг взлетной полосы Улан-Удэнского авиационного завода министерство обращалось к Военному прокурору Улан-Удэнского гарнизона, в Прокуратуру Республики Бурятия, в Военную прокуратуру Восточного военного округа. В настоящее время согласно ответу Военной прокуратуры Восточного военного округа материалы направлены военному прокурору Улан-Удэнского гарнизона для проведения дополнительной проверки. По итогам проверки информация будет доведена дополнительно.
По вопросу установления санитарно- защитной зоны вокруг аэропорта «Байкал» министерство обратилось в Бурятскую транспортную прокуратуры о принятии мер прокурорского реагирования в части разработки ОАО «Аэропорт Байкал», ООО «Аэрофьюлз Улан-Удэ», ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» проекта санитарно- защитной зоны. В ответе Бурятской транспортной прокуратуры сообщалось, что в результате проведенной проверки в указанных организациях были выявлены нарушения. Исковые заявления с требованиями об установлении санитарно-защитных зон предприятий направлены в суд.
Таким образом, на сегодня до установления санитарно-защитных зон всех предприятий на территории Улан-Удэ узаконение самовольных построек, расположенных вблизи этих предприятий, не представляется возможным.
- Какие меры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства действуют в Бурятии? Какие изменения готовятся?
- В отношении государственного имущества Республики Бурятия субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная поддержка по нескольким направлениям.
Во-первых, сформирован Перечень государственного недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При предоставлении в аренду республиканского имущества, включенного в Перечень, установлены льготы по арендной плате. Арендная плата для субъектов малого и среднего предпринимательства в первые два года аренды устанавливается с понижающим коэффициентом 0,5, то есть, арендная плата по сравнению со ставкой для остальных пользователей, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, уменьшена в два раза. На третий и четвертый годы арендная плата уменьшается на 30 процентов, на пятый год - на 20 процентов и в последующие годы на 10 процентов ниже от размера арендной платы, рассчитанной на общих основаниях.
Предельный срок передачи в аренду имущества, включенного в Перечень, – не менее пяти лет.
Объекты, включенные в Перечень, предоставляются по итогам проведения торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень республиканского имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, размещен на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия mizo.govrb.ru. На указанном сайте размещается также информация о проводимых торгах на право заключения договоров аренды республиканского имущества и иные сообщения в отношении республиканского имущества.
В целом по республике в перечень имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 01.01.2011 года включено 152 тысяч квадратных метров недвижимого имущества республиканской и муниципальной собственности, которые арендуются 306 субъектами малого и среднего предпринимательства, максимальный срок аренды составляет 10 лет.
Во-вторых, проводится пролонгация договоров аренды на срок до первого июля 2015 года без проведения процедуры торгов в случае, если основной договор заключен до первого июля 2008 года и нет оснований, предусмотренных законодательством, для его расторжения. В отношении республиканского имущества по состоянию на первое января 2011 года по данной схеме продлены арендные отношения с 18-ю субъектами малого и среднего предпринимательства. В арендном пользовании субъектов малого и среднего предпринимательства находится 8,8 тысячи квадратных метров площадей республиканского имущества, что составляет 67,8 процента от переданного в аренду имущества.
В-третьих, предоставляются государственные преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме передачи в аренду объектов государственного имущества Республики Бурятия, при этом предоставляется льгота по арендной плате – размер аренды уменьшается в два раза. Если предоставляемая государственная преференция касается объекта государственной собственности, включенного в перечень имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, то применяются только льготы по арендной плате, предусмотренные при предоставлении государственной преференции.
В-четвертых, предоставляются возможности льготного выкупа арендованных площадей.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», арендатору, арендующему имущество из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в течение двух и более лет до даты вступления в силу названного закона - пятое августа 2008 года, предоставляется преимущественное право на его приватизацию. Однако Федеральный закон устанавливает и ряд условий.
Во-первых, арендуемое имущество должно находиться во временном владении или пользовании субъекта малого предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу данного федерального закона.
Второе непременное условие – это отсутствие задолженности, штрафных санкций по договору аренды на день заключения договора купли – продажи имущества или на день подачи заявки от субъекта малого и среднего предпринимательства на выкуп имущества.
Третье условие – площадь арендуемых помещений не должна превышать установленные предельные значения площади арендуемого имущества. В республике предельная площадь установлена в пределах двух тысяч квадратных метров. И четвертое, арендуемое имущество не должно быть включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на первое января 2011 года принято 122 решения об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа арендованного имущества. Всего за период действия названного закона субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено государственное имущество Республики Бурятия и имущество, находящееся в собственности муниципальных образований в Республике Бурятия, общей площадью 9996,2 кв. м совокупной стоимостью 341206,9 тыс. руб. Заключено 103 договора, в том числе 90 договоров с оплатой выкупаемого имущества в рассрочку, средний срок рассрочки - три года.
При предоставлении земельных участков субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться следующими преимуществами:
Третьего июля 2009 года принят Закон Республики Бурятия № 957-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в области земельных отношений», вступивший в силу с 24.07.2009 года.
В соответствии с этим законом, гражданам, использующим земельные участки под личное подсобное хозяйство и зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также юридическим лицам, арендующим земельные участки сельскохозяйственного назначения, установлена льготная выкупная стоимость земельных участков в размере 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка при установленной общей норме в 20 процентов. При этом приобрести земельные участки на таких условиях арендаторы могут уже по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, при условии их надлежащего использования.
Гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, могут бесплатно предоставляться земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства, находящиеся в фонде перераспределения земель.
Также в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства настоящим Законом внесены изменения в Закон Республики Бурятия от 02.11.2007 года № 2643-III «Об установлении порядка определения цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений». Изменения касаются собственников зданий, строений, сооружений, которым земельные участки занимаемые объектами недвижимости можно будет выкупать по цене в размере 0,6 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, изменен механизм расчета годового размера арендной платы за использование земельных участков и расширена категория лиц, в отношении которых применяются понижающие коэффициенты при расчете годового размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения.
Для земельных участков, на которых размещены жилые дома, применяется коэффициент, равный 0,9 процента кадастровой стоимости земельного участка, вместо прежнего в размере двух процентов от кадастровой стоимости.
За земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства для осуществления деятельности, относящейся к приоритетному направлению в сфере экономики Республики Бурятия, коэффициент превышает всего на 0,1 процента ставку земельного налога, за остальные участки – на 0,2 процента.
В отношении порядка определения размера арендной платы, за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Бурятия также были внесены соответствующие изменения.
- Большие изменения претерпевает в последнее время российское законодательство в области управления землями сельскохозяйственного назначения. В частности, большие изменения внесены в 435-ФЗ. Как эти изменения реализуются в республики? Каким образом эти изменения коснутся владельцев таких земель?
- Не секрет, что огромные территории земель, в том числе и на территории Республики Бурятия их собственниками не обрабатываются, а государство заинтересовано в обратном. 29-го декабря 2010 принят Федеральный закон № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон 435-ФЗ) целью которого является активизация оборота земель сельхозназначения и вовлечение в производство неиспользуемых земель общей долевой собственности.
Законом внесены дополнения и изменения в Федеральный закон от 24.06.2003 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые в значительной мере упрощают процедуры выдела, работы с невостребованными земельными долями и отказа от прав на земельные доли без выдела его в натуре. Основная часть нововведений вступает в силу с первого июля 2011 года.
В частности Законом 435-ФЗ урегулирован порядок принудительного изъятия участков сельскохозяйственного назначения. Это возможно через суд в случае, когда земля не используется в течение трех и более лет, а также при существенном снижении плодородия или значительном ухудшении экологической обстановки, при этом признаки неиспользования и критерии снижения плодородия (ухудшения экологии) будут установлены правительством Российской Федерации - на сегодня они не приняты.
Минимущество РБ будет вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием Минимущество РБ в отношении такого земельного участка обязано обеспечить при необходимости проведение кадастровых работ и проведение публичных торгов по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством.
Если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок приобретается в собственность Республики Бурятия по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в собственность Республики Бурятия, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
Особое внимание следует обратить на работу с невостребованными земельными долями.
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21-го июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21-го июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Законом 435-ФЗ установлено, что все основные мероприятия, связанные с работой по землям сельскохозяйственного назначения (организация общих собраний, работа с невостребованными земельными долями, предоставление земельных участков, обеспечение проведения кадастровых работ и т.д.) как было сказано выше обязаны проводить органы местного самоуправления поселения.
- В СМИ поднимался вопрос о возвращении зданий детских садов, переданных в свое время различным организациям. Речь шла о лицее для одаренных детей № 61, здании МВД, суда и т.д. На своей пресс-конференции президент республики подтвердил, что работа в этом направлении продолжается и то, что с каждым зданием минимущество работает индивидуально. Какова ситуация на сегодня?
- Ситуация по решению проблемы отсутствия мест в детских садах Улан-Удэ за счет передачи в муниципальную собственность зданий бывших детских садов в настоящее время обстоит следующим образом.
Первоначально перечень бывших детских садов, расположенных на территории Улан-Удэ и используемых не по целевому назначению, насчитывал 17 объектов.
Администрацией Улан-Удэ был проведен анализ несоответствия сохранившихся зданий требованиям, предъявляемым для дошкольных учреждений, и целесообразности восстановления бывших детских садов, в результате чего количество бывших детских садов, подлежащих восстановлению для размещения дошкольных учреждений, сократилось до 10 объектов, из которых:
- Четыре бывших детских сада являются федеральной собственностью и используются для нужд федеральных учреждений: финансового и 6 отделов МВД по РБ, Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в РБ для Советского районного суда и Управления Федеральной службы судебных приставов РФ в РБ;
- Пять бывших детских садов являются республиканской собственностью и используются для нужд республиканских учреждений: ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида» (110 детей с тяжелым нарушением речи), ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат № 28» (дети, инфицированные туберкулезной палочкой), ГУСО «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (социальная реабилитация несовершеннолетних), ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» (92 слабовидящих ребенка); ГОУ «Лицей-интернат № 61»;
- Один бывший детский сад является собственностью ОАО АК Байкал-Банк.
Комиссией при Правительстве Республики Бурятия предложено следующее:
- Четыре бывших детских сада, используемых для нужд федеральных учреждений, передать в муниципальную собственность. Отмечу, что уже получено согласие Службы судебных приставов на возврат ими здания по улице Лимонова 5, в котором раньше располагался детский сад № 18 на 80 мест, в муниципальную собственность. Взамен министерство подыскивает иные площади для размещения Службы;
- Четыре бывших детских сада, занимаемых республиканскими учреждениями, оставить в республиканской собственности для нужд детей с тяжелым нарушением речи, слабовидящих детей, детей, инфицированных туберкулезной палочкой, для социальной реабилитации несовершеннолетних детей, открыв на их базе с 1 сентября текущего года 129 дошкольных мест для детей, страдающих аналогичными заболеваниями;
- Бывший детский сад № 101, расположенный по адресу: Улан-Удэ, ул. Кабанская, д. 26, занимаемый ГОУ «Лицей-интернат № 61», передать из республиканской собственности в муниципальную собственность Улан-Удэ в связи с тем, что обеспечение общего среднего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления;
- Решить вопрос о приобретении здания бывшего детского сада № 74, расположенного по адресу: Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 48, являющегося собственностью АК «Байкал-банк», в муниципальную собственность Улан-Удэ.
В отношении бывших детских садов, которые в настоящее время переоборудованы под жилье, отмечу, что предварительная работа с ними начата, но проблема в том, что в таких зданиях проживает до 20-30 семей. И если с некоторыми семьями находим понимание, то в целом со всеми жильцами решить вопрос не получается.
В настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения, при принятии окончательного решения будут учтены все аргументы заинтересованных сторон.
- На состоявшейся 20-й сессии Народного Хурала было принято решение о бесплатном оформлении земли в собственность, а также выделении земельных участков для многодетных семей. Каков механизм получения земельных участков и оформления их в собственность?
- В соответствии с Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 года № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» предоставление земельных участков предусмотрено следующим категориям граждан:
1. Специалистам, работающим в сельском поселении или городском поселении, которое входит в состав муниципального района (педагогическим работникам образовательных учреждений, медицинским и фармацевтическим работникам, социальным работникам, работникам культуры и искусства, специалистам государственной ветеринарной службы, специалистам, работающим в сельскохозяйственном производстве);
2. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3. Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Бурятия по месту жительства на законных основаниях, среднедушевой доход семей которых (среднедушевой доход одиноко проживающего гражданина) ниже четырехкратной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Бурятия на день подачи заявления:
- не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
- являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения менее учетной нормы для конкретного населенного пункта, установленного решением органом местного самоуправления;
- проживающим в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в их составе имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Многодетным семьям.
В случае если гражданин относится к одной из вышеперечисленных категорий лиц, он в праве обратиться в орган местного самоуправления по месту регистрации для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Список необходимых документов, прилагаемых к заявлению устанавливается органом местного самоуправления. Более подробную информацию о бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства Вы можете посмотреть на официальном сайте минимущества РБ.
Дополнительно сообщаю, что постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и прием заявлений на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно по Улан-Удэ, осуществляется по адресу: Улан-Удэ, ул.Ключевская, 76а, ГУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг», тел. 287-290, 287-287.
- Как продвигается процесс бесплатного предоставления в собственность земельных участков и леса для различных категорий граждан?
- В настоящее время на территории Республики Бурятия в собственность бесплатно льготной категории граждан бесплатно предоставлено 2412 земельных участков.
- Скажите, сколько времени нужно ждать жителю республики получение участка с момента подачи всех необходимых документов?
- В соответствии с Законом Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности подачи заявлений.
В целях формирования земельных участков для их последующего бесплатного предоставления правительством Республики Бурятия предусмотрены субсидии местным бюджетам на проведение кадастровых работ в объеме 9,6 миллиона рублей ежегодно. Указанные средства позволят сформировать в 2011 году не менее 2400 земельных участков в целом по Республике Бурятия, из них 600 земельных участков на территории МО «город Улан-Удэ».
Указанные средства рассчитаны по заявкам муниципальных образований о количестве земельных участков, предполагаемых к предоставлению в собственность бесплатно льготной категории граждан. Тем не менее, в настоящее время на территории Улан-Удэ и в районах республики сложилась ситуация, что количество поданных заявлений на получение земельного участка превышает количество планируемых к формированию земельных участков. В большей степени это обусловлено внесением изменений в Закон в части расширения категорий граждан, имеющих право на получение бесплатного земельного участка.
В целом же по Республике Бурятия земельные участки предоставляются по мере их формирования льготной категории граждан при отсутствии длительного промежутка времени со дня подачи заявления гражданином.
Для обеспечения открытости и прозрачности сведений по предоставлению земельных участков минимуществом РБ осуществляется ведение сводного реестра земельных участков, сформированных в рамках реализации Закона, размещенного на официальном сайте минимущества РБ.
- Есть ли нарушения в действиях муниципальных органов при выдаче – отказе в предоставлении земельных участков?
- Минимущество РБ в пределах своей компетенции не является органом, осуществляющим контрольные функции по надзору за работой органов местного самоуправления. В этой связи, не представляется возможным выявить объем и характер нарушений, связанных с предоставлением земельных участков в собственность бесплатно льготной категории граждан, допускаемых органами местного самоуправления. При этом отмечаем достаточно большое количество обращений граждан, поступающих в адрес Правительства РБ и связанных с предоставлением земельных участков бесплатно. Имеют место нарушения по неправомерным отказам в предоставлении земельных участков гражданам, обратившимся в орган местного самоуправления. По каждому такому факту обращения мы разбираемся и принимаем меры по защите прав граждан.
- Маргарита Антоновна, каким образом решается вопрос об узаконении самовольных участков в Улан-Удэ и переселении в Иволгинский район, в частности, на острове Комсомольском, в шумовых зонах аэропортов. Будет ли производиться переселение улан-удэнцев в связи с установкой санитарно-защитных зон крупных предприятий?
- В целях принятия мер по решению проблемы с самовольными постройками, расположенными на территориях Улан-Удэ и Иволгинского района создана и работает межведомственная комиссия при правительстве Республики Бурятия.
В настоящее время на основании решения указанной межведомственной комиссии (МВК) принято распоряжение правительства Республики Бурятия от 27.11.2009 года № 635-р «О принятии мер по решению проблемы с самовольными постройками, расположенными на территории Улан-Удэ и Иволгинского района Республики Бурятия», предусматривающий меры по узаконению самовольных строений.
В соответствии с последним решением, принятыми на МВК, если земельный участок попадает в зону жилой застройки, возможно узаконение путем создания дачных некоммерческих товариществ или садоводческих некоммерческих товариществ (ДНТ или СНТ). Если же земельный участок попадает в зону ограничения жилой застройки (санитарно-защитные зоны, шумовые зоны, зоны подтопления и т.д.) - будут предложены варианты переноса самовольных построек на специально отводимые для таких целей территории в Иволгинском районе Республики Бурятия, вблизи поселка Нижняя Иволга.
Изменения, внесенные в правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» в 2010-2011 годах, позволят узаконить 1238 земельных участков на площади 227,6 гектара путем создания ДНТ или СНТ.
Для решения проблем установления санитарно- защитной зоны вокруг взлетной полосы Улан-Удэнского авиационного завода министерство обращалось к Военному прокурору Улан-Удэнского гарнизона, в Прокуратуру Республики Бурятия, в Военную прокуратуру Восточного военного округа. В настоящее время согласно ответу Военной прокуратуры Восточного военного округа материалы направлены военному прокурору Улан-Удэнского гарнизона для проведения дополнительной проверки. По итогам проверки информация будет доведена дополнительно.
По вопросу установления санитарно- защитной зоны вокруг аэропорта «Байкал» министерство обратилось в Бурятскую транспортную прокуратуры о принятии мер прокурорского реагирования в части разработки ОАО «Аэропорт Байкал», ООО «Аэрофьюлз Улан-Удэ», ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» проекта санитарно- защитной зоны. В ответе Бурятской транспортной прокуратуры сообщалось, что в результате проведенной проверки в указанных организациях были выявлены нарушения. Исковые заявления с требованиями об установлении санитарно-защитных зон предприятий направлены в суд.
Таким образом, на сегодня до установления санитарно-защитных зон всех предприятий на территории Улан-Удэ узаконение самовольных построек, расположенных вблизи этих предприятий, не представляется возможным.
- Какие меры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства действуют в Бурятии? Какие изменения готовятся?
- В отношении государственного имущества Республики Бурятия субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная поддержка по нескольким направлениям.
Во-первых, сформирован Перечень государственного недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При предоставлении в аренду республиканского имущества, включенного в Перечень, установлены льготы по арендной плате. Арендная плата для субъектов малого и среднего предпринимательства в первые два года аренды устанавливается с понижающим коэффициентом 0,5, то есть, арендная плата по сравнению со ставкой для остальных пользователей, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, уменьшена в два раза. На третий и четвертый годы арендная плата уменьшается на 30 процентов, на пятый год - на 20 процентов и в последующие годы на 10 процентов ниже от размера арендной платы, рассчитанной на общих основаниях.
Предельный срок передачи в аренду имущества, включенного в Перечень, – не менее пяти лет.
Объекты, включенные в Перечень, предоставляются по итогам проведения торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень республиканского имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, размещен на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия mizo.govrb.ru. На указанном сайте размещается также информация о проводимых торгах на право заключения договоров аренды республиканского имущества и иные сообщения в отношении республиканского имущества.
В целом по республике в перечень имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 01.01.2011 года включено 152 тысяч квадратных метров недвижимого имущества республиканской и муниципальной собственности, которые арендуются 306 субъектами малого и среднего предпринимательства, максимальный срок аренды составляет 10 лет.
Во-вторых, проводится пролонгация договоров аренды на срок до первого июля 2015 года без проведения процедуры торгов в случае, если основной договор заключен до первого июля 2008 года и нет оснований, предусмотренных законодательством, для его расторжения. В отношении республиканского имущества по состоянию на первое января 2011 года по данной схеме продлены арендные отношения с 18-ю субъектами малого и среднего предпринимательства. В арендном пользовании субъектов малого и среднего предпринимательства находится 8,8 тысячи квадратных метров площадей республиканского имущества, что составляет 67,8 процента от переданного в аренду имущества.
В-третьих, предоставляются государственные преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме передачи в аренду объектов государственного имущества Республики Бурятия, при этом предоставляется льгота по арендной плате – размер аренды уменьшается в два раза. Если предоставляемая государственная преференция касается объекта государственной собственности, включенного в перечень имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, то применяются только льготы по арендной плате, предусмотренные при предоставлении государственной преференции.
В-четвертых, предоставляются возможности льготного выкупа арендованных площадей.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», арендатору, арендующему имущество из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в течение двух и более лет до даты вступления в силу названного закона - пятое августа 2008 года, предоставляется преимущественное право на его приватизацию. Однако Федеральный закон устанавливает и ряд условий.
Во-первых, арендуемое имущество должно находиться во временном владении или пользовании субъекта малого предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу данного федерального закона.
Второе непременное условие – это отсутствие задолженности, штрафных санкций по договору аренды на день заключения договора купли – продажи имущества или на день подачи заявки от субъекта малого и среднего предпринимательства на выкуп имущества.
Третье условие – площадь арендуемых помещений не должна превышать установленные предельные значения площади арендуемого имущества. В республике предельная площадь установлена в пределах двух тысяч квадратных метров. И четвертое, арендуемое имущество не должно быть включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на первое января 2011 года принято 122 решения об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа арендованного имущества. Всего за период действия названного закона субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено государственное имущество Республики Бурятия и имущество, находящееся в собственности муниципальных образований в Республике Бурятия, общей площадью 9996,2 кв. м совокупной стоимостью 341206,9 тыс. руб. Заключено 103 договора, в том числе 90 договоров с оплатой выкупаемого имущества в рассрочку, средний срок рассрочки - три года.
При предоставлении земельных участков субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться следующими преимуществами:
Третьего июля 2009 года принят Закон Республики Бурятия № 957-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в области земельных отношений», вступивший в силу с 24.07.2009 года.
В соответствии с этим законом, гражданам, использующим земельные участки под личное подсобное хозяйство и зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также юридическим лицам, арендующим земельные участки сельскохозяйственного назначения, установлена льготная выкупная стоимость земельных участков в размере 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка при установленной общей норме в 20 процентов. При этом приобрести земельные участки на таких условиях арендаторы могут уже по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, при условии их надлежащего использования.
Гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, могут бесплатно предоставляться земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства, находящиеся в фонде перераспределения земель.
Также в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства настоящим Законом внесены изменения в Закон Республики Бурятия от 02.11.2007 года № 2643-III «Об установлении порядка определения цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений». Изменения касаются собственников зданий, строений, сооружений, которым земельные участки занимаемые объектами недвижимости можно будет выкупать по цене в размере 0,6 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, изменен механизм расчета годового размера арендной платы за использование земельных участков и расширена категория лиц, в отношении которых применяются понижающие коэффициенты при расчете годового размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения.
Для земельных участков, на которых размещены жилые дома, применяется коэффициент, равный 0,9 процента кадастровой стоимости земельного участка, вместо прежнего в размере двух процентов от кадастровой стоимости.
За земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства для осуществления деятельности, относящейся к приоритетному направлению в сфере экономики Республики Бурятия, коэффициент превышает всего на 0,1 процента ставку земельного налога, за остальные участки – на 0,2 процента.
В отношении порядка определения размера арендной платы, за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Бурятия также были внесены соответствующие изменения.
- Большие изменения претерпевает в последнее время российское законодательство в области управления землями сельскохозяйственного назначения. В частности, большие изменения внесены в 435-ФЗ. Как эти изменения реализуются в республики? Каким образом эти изменения коснутся владельцев таких земель?
- Не секрет, что огромные территории земель, в том числе и на территории Республики Бурятия их собственниками не обрабатываются, а государство заинтересовано в обратном. 29-го декабря 2010 принят Федеральный закон № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон 435-ФЗ) целью которого является активизация оборота земель сельхозназначения и вовлечение в производство неиспользуемых земель общей долевой собственности.
Законом внесены дополнения и изменения в Федеральный закон от 24.06.2003 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые в значительной мере упрощают процедуры выдела, работы с невостребованными земельными долями и отказа от прав на земельные доли без выдела его в натуре. Основная часть нововведений вступает в силу с первого июля 2011 года.
В частности Законом 435-ФЗ урегулирован порядок принудительного изъятия участков сельскохозяйственного назначения. Это возможно через суд в случае, когда земля не используется в течение трех и более лет, а также при существенном снижении плодородия или значительном ухудшении экологической обстановки, при этом признаки неиспользования и критерии снижения плодородия (ухудшения экологии) будут установлены правительством Российской Федерации - на сегодня они не приняты.
Минимущество РБ будет вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием Минимущество РБ в отношении такого земельного участка обязано обеспечить при необходимости проведение кадастровых работ и проведение публичных торгов по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством.
Если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок приобретается в собственность Республики Бурятия по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в собственность Республики Бурятия, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
Особое внимание следует обратить на работу с невостребованными земельными долями.
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21-го июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21-го июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Законом 435-ФЗ установлено, что все основные мероприятия, связанные с работой по землям сельскохозяйственного назначения (организация общих собраний, работа с невостребованными земельными долями, предоставление земельных участков, обеспечение проведения кадастровых работ и т.д.) как было сказано выше обязаны проводить органы местного самоуправления поселения.
- В СМИ поднимался вопрос о возвращении зданий детских садов, переданных в свое время различным организациям. Речь шла о лицее для одаренных детей № 61, здании МВД, суда и т.д. На своей пресс-конференции президент республики подтвердил, что работа в этом направлении продолжается и то, что с каждым зданием минимущество работает индивидуально. Какова ситуация на сегодня?
- Ситуация по решению проблемы отсутствия мест в детских садах Улан-Удэ за счет передачи в муниципальную собственность зданий бывших детских садов в настоящее время обстоит следующим образом.
Первоначально перечень бывших детских садов, расположенных на территории Улан-Удэ и используемых не по целевому назначению, насчитывал 17 объектов.
Администрацией Улан-Удэ был проведен анализ несоответствия сохранившихся зданий требованиям, предъявляемым для дошкольных учреждений, и целесообразности восстановления бывших детских садов, в результате чего количество бывших детских садов, подлежащих восстановлению для размещения дошкольных учреждений, сократилось до 10 объектов, из которых:
- Четыре бывших детских сада являются федеральной собственностью и используются для нужд федеральных учреждений: финансового и 6 отделов МВД по РБ, Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в РБ для Советского районного суда и Управления Федеральной службы судебных приставов РФ в РБ;
- Пять бывших детских садов являются республиканской собственностью и используются для нужд республиканских учреждений: ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида» (110 детей с тяжелым нарушением речи), ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат № 28» (дети, инфицированные туберкулезной палочкой), ГУСО «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (социальная реабилитация несовершеннолетних), ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» (92 слабовидящих ребенка); ГОУ «Лицей-интернат № 61»;
- Один бывший детский сад является собственностью ОАО АК Байкал-Банк.
Комиссией при Правительстве Республики Бурятия предложено следующее:
- Четыре бывших детских сада, используемых для нужд федеральных учреждений, передать в муниципальную собственность. Отмечу, что уже получено согласие Службы судебных приставов на возврат ими здания по улице Лимонова 5, в котором раньше располагался детский сад № 18 на 80 мест, в муниципальную собственность. Взамен министерство подыскивает иные площади для размещения Службы;
- Четыре бывших детских сада, занимаемых республиканскими учреждениями, оставить в республиканской собственности для нужд детей с тяжелым нарушением речи, слабовидящих детей, детей, инфицированных туберкулезной палочкой, для социальной реабилитации несовершеннолетних детей, открыв на их базе с 1 сентября текущего года 129 дошкольных мест для детей, страдающих аналогичными заболеваниями;
- Бывший детский сад № 101, расположенный по адресу: Улан-Удэ, ул. Кабанская, д. 26, занимаемый ГОУ «Лицей-интернат № 61», передать из республиканской собственности в муниципальную собственность Улан-Удэ в связи с тем, что обеспечение общего среднего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления;
- Решить вопрос о приобретении здания бывшего детского сада № 74, расположенного по адресу: Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 48, являющегося собственностью АК «Байкал-банк», в муниципальную собственность Улан-Удэ.
В отношении бывших детских садов, которые в настоящее время переоборудованы под жилье, отмечу, что предварительная работа с ними начата, но проблема в том, что в таких зданиях проживает до 20-30 семей. И если с некоторыми семьями находим понимание, то в целом со всеми жильцами решить вопрос не получается.
В настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения, при принятии окончательного решения будут учтены все аргументы заинтересованных сторон.
- На состоявшейся 20-й сессии Народного Хурала было принято решение о бесплатном оформлении земли в собственность, а также выделении земельных участков для многодетных семей. Каков механизм получения земельных участков и оформления их в собственность?
- В соответствии с Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 года № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» предоставление земельных участков предусмотрено следующим категориям граждан:
1. Специалистам, работающим в сельском поселении или городском поселении, которое входит в состав муниципального района (педагогическим работникам образовательных учреждений, медицинским и фармацевтическим работникам, социальным работникам, работникам культуры и искусства, специалистам государственной ветеринарной службы, специалистам, работающим в сельскохозяйственном производстве);
2. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3. Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Бурятия по месту жительства на законных основаниях, среднедушевой доход семей которых (среднедушевой доход одиноко проживающего гражданина) ниже четырехкратной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Бурятия на день подачи заявления:
- не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
- являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения менее учетной нормы для конкретного населенного пункта, установленного решением органом местного самоуправления;
- проживающим в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в их составе имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Многодетным семьям.
В случае если гражданин относится к одной из вышеперечисленных категорий лиц, он в праве обратиться в орган местного самоуправления по месту регистрации для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Список необходимых документов, прилагаемых к заявлению устанавливается органом местного самоуправления. Более подробную информацию о бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства Вы можете посмотреть на официальном сайте минимущества РБ.
Дополнительно сообщаю, что постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и прием заявлений на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно по Улан-Удэ, осуществляется по адресу: Улан-Удэ, ул.Ключевская, 76а, ГУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг», тел. 287-290, 287-287.
- Как продвигается процесс бесплатного предоставления в собственность земельных участков и леса для различных категорий граждан?
- В настоящее время на территории Республики Бурятия в собственность бесплатно льготной категории граждан бесплатно предоставлено 2412 земельных участков.
- Скажите, сколько времени нужно ждать жителю республики получение участка с момента подачи всех необходимых документов?
- В соответствии с Законом Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности подачи заявлений.
В целях формирования земельных участков для их последующего бесплатного предоставления правительством Республики Бурятия предусмотрены субсидии местным бюджетам на проведение кадастровых работ в объеме 9,6 миллиона рублей ежегодно. Указанные средства позволят сформировать в 2011 году не менее 2400 земельных участков в целом по Республике Бурятия, из них 600 земельных участков на территории МО «город Улан-Удэ».
Указанные средства рассчитаны по заявкам муниципальных образований о количестве земельных участков, предполагаемых к предоставлению в собственность бесплатно льготной категории граждан. Тем не менее, в настоящее время на территории Улан-Удэ и в районах республики сложилась ситуация, что количество поданных заявлений на получение земельного участка превышает количество планируемых к формированию земельных участков. В большей степени это обусловлено внесением изменений в Закон в части расширения категорий граждан, имеющих право на получение бесплатного земельного участка.
В целом же по Республике Бурятия земельные участки предоставляются по мере их формирования льготной категории граждан при отсутствии длительного промежутка времени со дня подачи заявления гражданином.
Для обеспечения открытости и прозрачности сведений по предоставлению земельных участков минимуществом РБ осуществляется ведение сводного реестра земельных участков, сформированных в рамках реализации Закона, размещенного на официальном сайте минимущества РБ.
- Есть ли нарушения в действиях муниципальных органов при выдаче – отказе в предоставлении земельных участков?
- Минимущество РБ в пределах своей компетенции не является органом, осуществляющим контрольные функции по надзору за работой органов местного самоуправления. В этой связи, не представляется возможным выявить объем и характер нарушений, связанных с предоставлением земельных участков в собственность бесплатно льготной категории граждан, допускаемых органами местного самоуправления. При этом отмечаем достаточно большое количество обращений граждан, поступающих в адрес Правительства РБ и связанных с предоставлением земельных участков бесплатно. Имеют место нарушения по неправомерным отказам в предоставлении земельных участков гражданам, обратившимся в орган местного самоуправления. По каждому такому факту обращения мы разбираемся и принимаем меры по защите прав граждан.