Миллиардный бизнес на омуле
Омуль — бренд озера Байкал, фирменный туристический деликатес и популярная закуска у местного населения. По данным Федерального агентства по рыболовству, в 2011 году омуля в озере поймали 1 413 тонн, что на 21,6% больше показателей 2010 года. В 2012 году на Байкале официально добыли порядка 1,133 тыс. тонн омуля. Ключевое слово здесь — «официально»: специалисты считают, что большая часть рыбы, как и в прошлые годы, будет добыта браконьерским способом.
Государство рыбные ресурсы Байкала вроде бы охраняет. Например, в ходе осенне-зимней «операции Путина» по охране нерестового омуля сотрудники бурятского МВД отрапортовали, что с августа 2011-го по январь 2012 года пресекли 146 фактов незаконной добычи и изъяли 6,2 тонны уже добытой нерестовой рыбы, более 4 км сетей и 34 лодки. Тем не менее, эксперты в один голос утверждают, что препятствием для массовой нелегальной ловли рыбоохрана не является. А фактический объем вылова только омуля превышает официальные квоты в разы. При этом конкретные цифры не рискует называть никто! По самым скромным подсчетам, браконьерская деятельность приносит миллиарды рублей доходов.
Основная часть выловленной браконьерским способом рыбы не задерживаясь в Бурятии отбывает в Иркутскую область, где перерабатывается и продается в торговых точках.
Летающий нефрит
В Бурятии периодически ловят охотников из арабского мира. Так, в 2010 году при проверке автомобиля с двумя гражданами Сирии специалисты обнаружили силки, петли, капканы и голубей, которые являются приманкой в охоте на соколов.
Сотрудники миграционной службы привлекли граждан Сирии к административной ответственности за пребывание без постановки на миграционный учет и за несоответствие заявленной и реальной целей въезда.
- Случаи незаконной охоты на соколов-балабанов в Сибири — не редкость. Соколов обычно переправляют в Арабские Эмираты, поскольку соколиная охота - одна из любимых забав шейхов. Именно им по карману такие развлечения. По оценкам специалистов Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, средняя стоимость одной такой птицы в арабских странах составляет десятки, а то и сотни тысяч долларов США. Балабаны прекрасно поддаются дрессировке. На Ближнем Востоке они издревле использовались во время царской охоты, - поясняли в УМФС.
Кладбище медведей
В 2012 году в пригороде столицы Бурятии грибники нашли могильник диких животных, оставленный жестокими браконьерами.
Для анализа ситуации на место пригласили эксперта-охотоведа. Специалист подтвердил насильственную смерть сразу девяти животных, сообщал ИТАР-ТАСС. По сообщению специалиста, медведи были убиты варварским способом. «Браконьеры ставят петли, попавшись в которые даже медведь оказывается не в силах вырваться из ловушки, позднее его добивают выстрелом в голову», - цитирует издание биолога Бимбу Юмова.
Останки появились на этом месте ещё зимой. Все звери убиты за пределами столицы Бурятии: поблизости от города просто не водится такое количество хищников. К сожалению, скорее всего не удастся найти виновных столь крупной бойни.
Браконьеры вырезают у зверей желчь, жир, шкуру и лапы для незаконного экспорта в Китай.
За несколько месяцев до этого удалось пресечь незаконную перевозку 115-ти медвежьих лап. Сотрудники полиции задержали «Мерседес» со страшным грузом. Водитель автомобиля заявил, что везёт «груз» из Бурятии в граничащий с КНР посёлок Забайкальск, однако не смог предоставить никаких документов на содержимое своих коробок.
Медвежьи лапы используются в китайской медицине в качестве фармсырья и пользуются популярностью среди поклонников кухни этой страны. На «чёрном рынке» стоимость 1 килограмма медвежьей лапы составляет примерно 1 тысячу долларов.
Мягкое золото
В 2014 году минприроды России инициировало ряд поправок в законы, согласно которым незаконная добыча и оборот меха соболя повлечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Причиной этому послужило бедственное положение этого вида животных в России.
«Анализ данных о продаже шкурок дикого соболя только на Санкт-Петербургском пушном аукционе показывает, что, начиная с 2000 года объем продаж начал превышать лимит на добычу этого вида, в 2006 году превышение было уже двукратным.
В сезон 2012-2013 гг. он превысил уровень 600 тыс. шкурок при средней цене более 6 тыс. рублей за шкурку. При этом необходимо отметить, что лимит на добычу соболя в сезоне 2012-2013 гг. составлял 347,7 тыс. особей», - констатирует российское министерство.
Бизнес на соболе менее заметен для нас, чем нефритовый. Однако в нем задействовано огромное число людей, и он не менее криминализирован. Мы уже писали о том, что жители районов, где распространен соболь, сбывают шкурки перекупщикам за копейки или даже вовсе за продукты питания. Затем через перекупщиков шкурки поставляются на аукционы, где в основном зарубежные покупатели приобретают соболя за 200-500 долларов за штуку. Отдельные особо ценные экземпляры «уходят» за цену в тысячи долларов.
Соболь важен для Бурятии. Республика в ходе начатого всероссийского обсуждения, проработки соболиных вопросов, должна высказать свое мнение и направить свои предложения.
Маленький олень – большие деньги
Струя кабарги, самого маленького оленя на всем северном полушарии, - мощнейший биостимулятор. В азиатских странах она используется как сырье для приготовления более чем 300 видов лекарств традиционной тибетской медицины и ценится буквально на вес золота. В Индии и Китае 1 грамм струи стоит до 50 долларов. В Бурятии официальная цена 3 доллара, неофициальная - меньше. Средняя струя кабарги весит 25-30 граммов, ее очень легко спрятать. А значит провести за границу.
Ценная мускусная железа сделала кабаргу объектом активной охоты и браконьерства и поставила под угрозу вымирания. Добыча и сбыт струи прибайкальской кабарги поставлены на поток.
В лесах орудуют не только браконьеры-одиночки, но и настоящие «дикие бригады» из наемных охотников. Заказчик снаряжает такую бригаду, обеспечивая транспортом и провизией, а добытую струю незаконно переправляет за границу. Нанять охотников достаточно просто. Именно браконьерство привело к тому, что численность этого зверя в Бурятии постоянно сокращается.