Рассмотрение иска коммуниста, помощника депутата Госдумы Бато Багдаева началось в 10.30 часов. Решение же судья зачитала лишь около 18-ти часов вечера. В опустевшем здании суда к этому моменту уже почти никого не осталось.
Как уже сообщал «Байкал-Daily», до обеденного перерыва стороны в очередной раз озвучили свои позиции и задали вопросы друг другу. Заметно выделялась среди всех представитель Геннадия Айдаева, привлечённого в качестве третьего лица, известный адвокат из Читы Анна Сысоева.
Уже во второй части судебного процесса слово получила прокуратура, которая заявила о несостоятельности всех доводов истца. Напомним, в иске указывалось о нарушенном избирательном праве. Заявлялось, что горсовет вышел за пределы своих полномочий, так как не имел права выбирать мэра. Также истец указывал на формулировку закона, где говорится, что мэр должен избираться «вновь избранным» составом горсовета, а не действующим.
Больше всего копий было сегодня сломано по поводу того, закончились или нет полномочия у Айдаева в день избрания Голкова.
То, что прокурор не поддержал ни один из доводов заявления, вывело из равновесия представителя Бато Багдаева, правозащитника Михаила Далбаева.
Нападки на прокурора были, конечно, остановлены судьёй, однако пыл Далбаева это не никак не успокоило. Речь его была долга, однако запомнилась яркими сравнениями и неожиданными метафорами.
- Новое есть новое. Новая машина – она и есть новая, ни мухи ни птички на ней не были. А вот километров тысячу наездили – тогда уже не новая, и на ней уже насекомые, и прочие. И «вновь избранный» - это значит необкатанный, так сказать, - пояснял Далбаев спорную формулировку из закона. – А этот состав горсовета уже помирать собирается, как его можно называть «вновь избранным»?
Что касается даты вступления в должность Геннадия Айдаева, то Михаил Далбаев заявил буквально следующее:
- Вступление в должность делается же не за час-два. Надо подготовить помещение, закупиться, все эти многочисленные поздравления. Это, что, всё в рабочее время? Да он только полдня поздравления принимал. Но не может это считаться за то, что он приступил к своим обязанностям. Поэтому, если учитывать всё это, то к работе он приступил 12-го числа. Всё, отошёл от этой гулянки, выспался. Нет у нас данных, что всё не так было. А у нас доказательство есть – распоряжение самого Айдаева.
Был ли Айдаев 12-го декабря ещё мэром, стал в итоге одним из ключевых вопросов. Ведь если бы удалось это доказать, получалось, что Голков поспешил со своими выборами (они, напомним, состоялись 11-го декабря). Которые в свою очередь могли бы быть признаны незаконными.
Обсуждение этого составило не один час, в дело шло всё, что только возможно – от трудовой книжки экс-мэра и табеля с заработной платой до архивной видеозаписи с присягой Айдаева пятилетней давности. Представители горсовета утверждали: Айдаев сложил свои полномочия к 11-му декабря, в то время как его представитель настаивала – ещё не успел.
Однако наибольший интерес вызвали представленные в суде документы относительно самой исторической 52-й сессии. Так, как выяснилось, голосование по вопросу выборов мэра произошло аж два раза. В первый – как положено, тайным путём. После того, как бюллетени были подсчитаны, депутаты утвердили результаты счётной комиссии. А после ведущий сессии Михаил Ян неожиданно вновь поставил вопрос о назначении Голкова на должность мэра.
При этом результаты обоих голосований оказались разными: если в первый раз Голков набрал 24 голоса, то во второй – уже все 26. Внятно пояснить смысл двойного голосования представитель горсовета вчера не смог.
Кроме того сегодня выяснилось, что Голков уже на самой сессии, ещё даже до голосования, утверждал решения как мэр города. Именно таким образом был подписан протокол об избрании счётной комиссии. Это обстоятельство, что Голков фактически назначил себя мэром ещё до вступления в должность, больше всего возмутило сторону истца.
Все эти и прочие доводы, которые уже озвучивались, разбирались несколько часов. Юрист горсовета продолжал стоять на своём, хоть временами выглядел просто неуверенно. Продолжал он также настаивать на том, что избирательные права истца не были нарушены (Данный нормативный акт касается не всех жителей Улан-Удэ, а только избранного круга, в частности лиц, выдвигавших свою кандидатуру).
- Получается, что у граждан нет никаких прав, а права есть только у депутатов и мэра, которого избрали. По этой логике, только депутат вправе обжаловать, и у депутата прав значительно больше, чем у рядового гражданина. Это, безусловно, неправильно, - заявила в ответ Анна Сысоева.
В итоге, спустя долгое время разбирательств, судья объявила решение. Сенсации не случилось – иск Бато Багдаева оставлен без удовлетворения. Мотивирочная часть решения будет озвучена спустя пять дней.
Сам Багдаев уже заявил, что будет обжаловать решение в Верховном суде Бурятии.
- Я готов дойти до Верховного суда РФ, чтобы именно там дали оценку. Судебный спор носит прецедентный характер, пока такой практики ещё не было. Думаю, что не только для Бурятии, но и для всей России это дело будет поучительным. А Михаил Далбаев готов дойти даже до Европейского суда, - сообщил он уже после окончания процесса.