Как уже сообщал «Бакал-Daily», 13-го февраля было найдено тело жителя Ангарска, погибшего на Мамае. Как выяснилось, туристы катались на снегоходах.
- Сергей Владимирович, что произошло на горе?
- 10 февраля в 13.40 поступило сообщение о том, что в 18 километрах юго-западнее от посёлка Выдрино с горы Большой Мамай сошла снежная масса. В результате под завалами оказались три человека, из них двоим удалось спастись.
Если мы говорим о людях, которые появляются в этом ущелье, хоть это и наша территория, так получилось, что там больше иркутян и ангарчан, потому что им ближе ехать.
До этого случая там уже было четыре смерти, это пятая. Все люди, которые погибли раньше, были из «тусовки» сноубордистов-горнолыжников. Впервые погиб человек, который из другого направления.
Влиять на этих людей мы не можем.
- Место, где катался погибший, опасно ли оно в это время года?
- Оно всегда опасное. Мы там никогда не катаемся, именно по этой причине. Мы же наблюдаем 10 лет, есть и те, кто катался там 15 лет назад. Своему товарищу же всегда скажешь: «Здесь не ходи, тут колодец открытый». Тут тоже самое. Там лавины сходят постоянно. А эти трое никого не послушали, они сами по себе.
- То есть можно было предположить, что в этот день в ущелье сойдёт лавина?
- Не то, что можно было, я скажу больше. У нас планировалась в эти дни экспедиция в соседнее ущелье. В прошлом году нас туда не пустила погода, был буран. В такую погоду по этому маршруту не ходят.
Так вот, у нас выход был запланирован в четверг. Я специально туда приехал в среду, для того, чтобы проследить за состоянием снега. Вопрос-то ответственный. Я туда 10 лет хожу, у меня есть записи по глубине снега, соответственно, сразу определил, что снега многовато, и он ещё шёл с ветром. Но нужно было больше фактов. Поднявшись на определённую высоту, я увидел, что снега слишком много.
- А пострадавшие туристы, прежде чем ехать в ущелье, наверное, должны были узнать о лавиноопасности?
- Вопрос в том, думают ли они об этом. Когда покупаешь снегоход за один миллион рублей, то, наверное, больше думаешь, как он себя поведёт и на какую гору он заедет, чем о том, какой снег. Есть и такие люди.
- Какие меры предпринимает федерация, чтобы избежать подобных инцидентов?
- У нас есть план по лавинной безопасности. Необходимо постоянно обновлять данные и освежать головы даже опытных людей. У нас ежегодно приходят новые люди, и программа эта проводится постоянно. В начале сезона мы приглашаем специалистов, проводим курсы для наших ребят.
Все выезды проходят организовано. На стадии формирования группы все в обязательном порядке проходят инструктаж по безопасности, ещё не выехав на место.
После того, как мы туда приезжаем, в первый же день у нас проходит вечерний инструктаж на два-три часа. Говорим людям, что всё это имеет изнанку, и очень трагическую, рассказываем обо всех случаях, которые происходили там.
Мы разделяем людей по группам, назначаем старших, выдаём рации. При этом есть самое главное - опыт «чтения» рельефа, и в 99 случаях из 100 можно избежать вообще попадания в лавину. Только благодаря тому, что просто в этом районе не кататься. Это надо визуально определять. Погода – тоже одна из основных причин, судя по которой можно отказаться от спуска или вообще от катания
- Как можно предостеречь тех, кто захочет отдохнуть без предварительной подготовки? Например, как выбрать место, где стоит кататься, а где нет?
- Это мы, конечно, предполагаем, одно дело заниматься только своими людьми, другое дело – популяризировать культуру безопасности в массах. Для этого у нас в этом районе по всей тропе и в тех местах, где люди отдыхают, установлены информационные щиты с картами лавиноопасности района. Их установили ещё осенью. Мне легче потратить силы, время и деньги, для того, чтобы предостеречь людей заранее, чем потом заниматься откапыванием.