СМИ сообщили о скандале в Омской области вокруг персоны Ивана Зайченко, сына экс-министра внутренних дел Бурятии Александра Зайченко. Russia Today сообщает: омские бизнесмены заявляют, что Зайченко должен им 36 миллионов рублей. Деньги были даны под предлогом инвестиций в криптовалюту, уточняется на сайте телекомпании.
«18 омских предпринимателей подали заявления о мошенничестве на сына бывшего министра внутренних дел Бурятии Ивана Зайченко. Они утверждают, что в начале года Зайченко вместе со своим напарником вовлекли их в финансовую пирамиду, замаскированную под криптовалютный инвестиционный фонд. В результате инвесторы потеряли суммарно 36 млн рублей», - говорится в публикации Russia Today.
Один из потерпевших — предприниматель Дмитрий Барашкин — потерял 9 млн рублей. Ему предложили возможность заработать на сомнительной бизнес-схеме по криптовалюте в январе 2018 года: «Мол, ты мне даёшь деньги, мы прогоняем их через крипту, а ты потом получаешь процент».
Поначалу бизнесмен не отнёсся к этой идее всерьёз. Но потом он вложил 15 тыс. рублей, вернул их, ещё и с «процентом» в 7 тысяч. Первый удачный опыт вдохновил бизнесмена на дальнейшее взаимодействие, и через некоторое время он привёз на станцию уже 100 тыс. рублей на последующую «прокрутку».
Вторая сделка принесла Барашкину ещё 40 тысяч рублей, и вскоре он начал передавать новым компаньонам всё большие и большие суммы. При этом все вложения подкреплялись исключительно устными договорённостями. Ни одна из операций не фиксировалась документально.
«Уверенность в надёжности вложений только окрепла, когда Барашкин узнал, что отец Зайченко — бывший министр внутренних дел Бурятии генерал-майор Александр Зайченко, да и сам инвестор является майором полиции в отставке», - сообщает Russia Today.
Крах схемы
Криптовалютный бизнес Зайченко и его партнёра дал трещину уже через четыре месяца после запуска стартапа.
«В апреле 2018-го экс-полицейский рассказал клиентам о запуске новой криптовалюты, которая в ближайшие несколько дней должна была вырасти от 50% до 300%. Уверовавшие к тому моменту в надёжность бизнес-модели вкладчики понесли своему трейдеру крупные суммы денег: от нескольких сотен тысяч до девяти миллионов рублей. Чтобы сделать новое вложение, многие вовлекали в схему родственников и знакомых, а некоторые даже закладывали свои автомобили и квартиры. Выручку с этой операции Зайченко обещал отдать своим клиентам в конце месяца — после возвращения из Москвы, куда он, согласно его объяснениям, ездил по делам. Однако после того как он вернулся в Омск, вкладчики никаких денег не получили», - сообщает Russia Today.
- Иван тогда объяснял эту задержку майскими праздниками, из-за которых стопорились финансовые операции. Уверял, что всё нормально и надо немного подождать, — вспоминает ещё один вкладчик, предприниматель Климентий Леонтьев, потерявший 2,6 млн рублей.
На протяжении следующих месяцев клиенты так и не увидели своих денег. Каждый раз Зайченко объяснял эти трудности то арестом счетов, то техническими проблемами при банковских переводах. Всё это время он продолжал обещать своим клиентам вернуть деньги в полном объёме.
Единственное, чего вкладчики смогли добиться от Зайченко, — это получения от него долговых расписок, в которых тот обязался вернуть своим кредиторам полученные средства.
«Постепенно возвращаем взносы»
В телефонном разговоре c Russia Today Иван Зайченко изложил свою версию событий. По его словам, он действительно работал на криптовалютном рынке с начала 2018 года. Однако в начале мая текущего года из-за высокой волатильности курса он принял решение прекратить свою деятельность. Уход из бизнеса был серьёзно омрачён наличием долгов перед вкладчиками. При этом точную сумму задолженности экс-полицейский с ходу назвать не смог.
- Мы работали в основном со знакомыми, притом с нормальными знакомыми, поэтому все сделки мы проводили без бумаг, — пояснил Зайченко. — Никакого обмана здесь не было: мы постепенно возвращаем людям первоначальные взносы. Может, и небольшими суммами, но люди получают свои деньги обратно.
Претензии в свой адрес со стороны вкладчиков он назвал проявлением «человеческой жадности». По его словам, несмотря на неожиданное закрытие бизнеса, сотрудничество с ним в целом оказалось выгодным для части его клиентов.
- Многие из тех, кто сейчас возмущается, по итогам даже остались в плюсе. К примеру, человек вложил 500 тыс. — забрал миллион. Потом кинул 800 тыс., а получил 300 тыс., когда всё закончилось. В любом случае он оказался в выигрыше, — резюмировал экс-полицейский.
Зайченко также опроверг обвинения в том, что избежать уголовной ответственности ему помогают связи в правоохранительных органах. Он отметил, что ушёл из МВД ещё в 2011 году и с тех пор не имеет никакого отношения к силовому ведомству. Кроме того, он пожаловался, что после закрытия бизнеса неоднократно получал угрозы от бывших клиентов.
Полиция проверяет
В июле 18 вкладчиков написали заявления в МВД по факту мошенничества. В совокупности заявители оценили свой ущерб в 36 млн рублей. Как отмечает бизнесмен Барашкин, это ещё не полный список обманутых клиентов. По его словам, около 20 человек не стали обращаться в полицию. Вместе с ними общая сумма задолженности может достигать около 48 млн рублей.
Несмотря на месяц, истекший с момента подачи заявлений, уголовное дело по данной финансовой деятельности до сих пор не возбуждено. «Оперативники говорят, что сейчас собирают информацию. Чем всё это закончится — непонятно», — сказал Барашкин.
В омской полиции подтвердили проведение проверки по факту неофициального бизнеса Ивана Зайченко и Антона Усова, однако подробностей произошедшего в силовом ведомстве раскрывать не стали.
- В настоящее время в порядке статей 144—145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по данному факту проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение. О принятом решении заявитель будет уведомлен в установленном законом порядке, — говорится в ответе пресс-службы омского управления МВД на запрос Russia Today.
Как сообщал «Байкал-Daily», Александр Зайченко был назначен внутренних дел Бурятии в июне 2010 года. До этого он занимал руководящие посты в УВД Омской области. Ушёл в отставку в 2014 году. Слухи об его отставке появились ещё до самого увольнения в связи с нефритовыми скандалами в Бурятии.