Как сообщается на официальном форуме Гринпис России, средствами дистанционного мониторинга на тлеющих торфяниках фиксируются термоточки, обычно свидетельствующие о возникновении очагов открытого горения на их поверхности. Специалисты предполагают, что это палы сухой травы.
- Кроме того, на космоснимках видна зона задымления, охватывающая участки федеральной автотрассы «Байкал» и Транссиба в районе станций Большая Речка и Посольская. В ближайшие дни в Кабанском районе ожидается потепление, которое будет способствовать разрастанию пожаров и их распространению по сухой траве на большие территории, - говорится в сообщении Гринпис.
Причиной разрастания площади горящих торфяников организация называет «бездействие МЧС». По мнению экологов, основная часть очагов торфяных пожаров располагается на землях сельскохозяйственного назначения, преимущественно безлесных.
«Согласно федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организация тушения пожаров, за исключением лесных и некоторых других (не имеющих отношения к природным территориям), относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Соглашением между МЧС России и правительством Республики Бурятия эти полномочия переданы МЧС. Финансироваться тушение пожаров должно за счет бюджета Бурятии, но организовать его тушение должно именно МЧС России силами Государственной противопожарной службы. Это соглашение утверждено распоряжением Правительства РФ от 11 апреля 2011 года № 608-р», - говорится на форуме Гринпис.
Источником торфяных пожаров, действующих сейчас в Кабанском районе Республики Бурятия, Гринпис называет весенние палы сухой травы. По мнению специалистов организации, МЧС ещё тогда не предприняли все меры по тушению пожаров, минимизируя затраты из бюджета. Ответственность за тушение пожаров Гринпис возлагает именно на МЧС, а не на органы местного самоуправления.
Вопрос торфяных пожаров прокомментировал сегодня на пресс-конференции глава Бурятии Вячеслав Наговицын. По его словам, чётких разграничений, кто должен тушить пожары на федеральных землях – Рослесхоз или МЧС – не существует. Проблему разграничения полномочий он назвал одной из существенных.
- У нас есть торфяники на муниципальных землях - это наша зона ответственности. Мы их, кстати, уже и потушили. А что касается федеральных земель, то там сложнее, - пояснил Вячеслав Наговицын. - Вроде земли не наши, но потратить деньги на них, ни муниципальные, ни республиканские, нельзя по закону. Полномочия не наши, должны тушить федералы. А федералы не могут разобраться, кто должен тушить. Ни у кого в положениях о полномочиях не написано, что если горят торфяники, то должны тушить Рослесхоз или МЧС. Поэтому этот вопрос мы письменно подняли наверх сейчас, обращение сделали к заместителю председателя правительства России с просьбой определить, кто же будет ответственным на будущее. А сейчас, поскольку всё-таки это наша территория, мы в рамках ЧС и выделили деньги на тушение.
Во главе причин появления торфяных пожаров стоит не человеческий фактор, а засуха и обезвоживание земель, заявил глава.
- У нас такой проблемы долго не было, когда-то они горели, потом вода в озере и реки поднялись, грунты влажные стали, и проблема исчезла. Как только Байкал начал падать, произошло понижения уровня грунтовых вод, плюс засушливое лето привели к тому, что всё высохло и произошло самовозгорание высохших торфяников. Искать где-то здесь виновников и поджигателей не надо, поскольку в основном там идёт прение и происходит самовозгорание. Поэтому так много очагов и появилось одновременно, - сказал Вячеслав Наговицын.
По словам главы региона, тушить торфяники можно только одним способом – рыть каналы, устанавливать мотопомпы и заливать всю территорию водой из реки Кабанья. На эти цели в начале года из фонда ликвидации ЧС в Бурятии было выделено 10 миллионов рублей. Однако, сегодня эти средства все уже освоены, а пожары остались. Поэтому правительству пришлось ввести снова режим ЧС и выделить еще 10 миллионов.
По словам главы, потушить торфяники планируется до конца этого года. Но если река Кабанья замёрзнет в этом году рано, и невозможно будет брать воду на залив территории горения, то возможно, этот срок будет перенесён на конец весны следующего года.
Как сообщал «Байкал-Daily», на одном из последних заседаний комиссии по ЧС прозвучали данные о нехватке воды для тушения торфяников.
Мария Токмакова, «Байкал-Daily»