Кабанский район в буквальном смысле тлеет. Сегодня на площади порядка 1,4 тысяч гектаров здесь горят торфяники. Проблема появилась не сегодня и не вчера. Торфяники тушат уже второй год, сообщает сайт «Номер один»
В чем проблема и «корень зла», «Номер Один» рассказал директор филиала ФГБУ «Бурятмелиоводхоз» Андрей Казьмин. Он вспомнил, что раньше в Кабанком районе очень хорошо работала оросительная система. Раньше - это во времена Советского Союза. Все возгорания тушили сразу, не запускали. Сегодня система стала никому не нужна и перестала функционировать. Но осушительные каналы остались. Именно по ним с полей уходит вся вода. Во второй засушливый год потеря влаги для почвы влечет за собой подземные пожары.
- Крупные возгорания начались из-за засухи в прошлом году на площади около одной тысячи гектаров. В прошлом году мы затушили около 400 гектаров, остальное в этом году. Мы и сейчас продолжаем тушить. В настоящее время осталось 50 гектаров торфяников. Сейчас загорелась вторая очередь – она составляет 1,4 тысячи гектаров. Возгорания очень большие. Сейчас у нас работают ребята с города по контракту. Согласно нему, мы должны до 1 ноября по первой очереди ликвидировать все возгорания. Волонтеры не помогут, сил не хватит. Там мощное тушение нужно.
Жители Кабанского района все, как один говорят, что им нечем дышать. Тяжёлый задымленный воздух очень негативно сказывается на здоровье как детей, так и взрослых.
- Каждый день мы ездим на дачу, там очень много дыма идет на поселок, а затем и на Улан-Удэ. Обращали внимание на это мы и в местной газете, наши депутаты обращались к правительству, требовали объявить чрезвычайную ситуацию. Дыма очень много было. Сейчас дождями, видимо, немножко затушилось. Глубина большая залегания торфа, видимо. Надо решать эту проблему на правительственном уровне. Мы просим, чтобы здесь работали профессионалы. В зимнее время здесь немножко закрывает снег. Дым уходит в глубину. Как только снег сходит, все вновь начинает подниматься. Есть опасность провалиться людям и дорогам, как обычной, так и железной, - говорит житель Каменска Андрей.
Житель Кабанска Николай Юганович сетует на духоту в квартирах, которая особенно тяжело сказывалась на здоровье домочадцев летом, ведь из-за дыма окна было открыть невозможно.
- Как ветер с той стороны, так у нас дым. Летом окна не открыть, духота была. Кого тут тушат, так себе. На бумагах пишут, а так не видно, чтобы тушили. Реку Кабань пустят туда, маленько перестанет и по-новой горят. Последние два года сильно так горит. Везде обращаемся, толку-то. И депутаты тоже так говорят. Результата нет. Закалтус бедный вообще задыхается, - жалуется Николай Юганович.
Ещё один житель Кабанска Валерий обеспокоен тем, что подземные возгорания могут лишить жизни не один десяток людей, ведь огонь вплотную подошел к дорогам – и к железной, и к федеральной.
- Люди, которые едут по М-55 говорят, что нет видимости. Пожары подошли к федеральной трассе и к железной дороге. Настоящая угроза жизни. Кабели погорели и оптоволокно. Весь дым, который идет с Байкала, сказывается на здоровье детей. Очень тяжело астматикам. Этот дождь, думаю, их не потушит. Они останутся на следующий год, и мы будем гореть еще. Были пожары иногда – выжигали траву на сенокосах. Тогда могли тушить. Сейчас уровень Байкала упал, воды недостаточно, чтобы хотя бы локализовать. Теперь все горит бесконтрольно, - говорит Валерий.
Стоит напомнить о том, что Гринпис подал заявление в Прокуратуру Бурятии на республиканское МЧС. В ведомстве «состава своего преступления» не видят.
- МЧС подключается к тушению, когда пожары подходят к населенным пунктам и промышленным объектам. Согласно Федеральному Законодательству, в наши полномочия входит тушение пожаров в населенных пунктах, в том числе и городских лесах. В полномочия МЧС России тушение торфяных пожаров не входит, - сообщила Радна Подпругина, начальник пресс-службы ГУ МЧС по Бурятии.