Напомним, бывший министр сельского хозяйства Бурятии был освобожден по амнистии 18 мая. Однако, не успев выйти из СИЗО, был задержан уже по второму уголовному делу - «злоупотребление должностными полномочиями», которое было заведено также в прошлом году. Кроме того, Манзанов вновь обвиняется в растрате.
В этот же день Железнодорожный районный суд вынес постановление о заключении Александра Манзанова на стражу до 30 июля этого года. Обвиняемый с решением суда не согласился, и подал апелляцию о смягчении решения в вышестоящую инстанцию. Ее рассмотрение сегодня состоялось в Верховном суде.
С самого начала заседания, адвокаты Манзанова ходатайствовали о приобщении к делу протокол опросного листа, допрос брата экс-министра Павла Манзановаи копию свидетельства о смерти Гармы Бадмаева. Данные документы не были представлены 18 мая в Железнодорожном суде по ряду причин.
- Адвокат Дремов не участвовал в судебном заседании, на котором была избрана мера пресечения в виде заключения под стражей, так как был извещен только в день судебного заседания. Ранее со следователем Силиным была заключена договоренность, о там, что если он будет выходить в суд с ходатайством о заключении под стражу, то адвокаты будут извещены об этом в течение 24 часов, чтобы имели возможность прилетать из Москвы, - заявил адвокат экс-министра Олег Дремов.
По словам Дремова, у него не было возможности срочно прилететь из Москвы в этот день и предоставить документы. В связи с этим адвокаты ходатайствовали об отложении рассмотрения дела на 72 часа. Однако, заседание суда все же состоялось 18 мая.
- Тогда у меня такой вопрос: что мешало другому защитнику, который находился на заседании, заявить такое ходатайство? – спросил судья Тимур Цыренов.
Как заявил Дремов, защитник обвиняемого по гражданским делам Пихеева не участвует в данном деле, и была поставлена в известность перед началом рассмотрения дела. О данных доказательствах Пихеева не знала.
Прокурор, в свою очередь, выразил возражение в приобщении документов к материалам дела, резюмируя решение тем, что у Пихеевой была возможность представить такое ходатайство ранее, а также тем, что документы направлены на переоценку доказательств, которые собирают органы следствия. Судья поддержал решение прокурора и отказал в приобщении документов к материалам дела.
Как оказалось, еще до выступления прокурора, Манзанов, участвующий в заседании по видеосвязи, попросил судью дать ему слово. Однако, по неизвестным причинам звук оказался в тот момент отключен, и право голоса обвиняемый получил только после решении суда об отклонении ходатайства.
- Решение по этому вопросу уже принято, - заявил судья.
Однако судья остался непреклонен. В связи с этим, защита выдвинула новое ходатайство – теперь уже об отводе судьи Цыренова.
- Так как суд еще не задавал вопрос, будем ли мы исследовать заново ходатайство или нет, а так же в связи с тем, что это нарушает право на защиту моего подзащитного, то мы считаем, что это оказание давления на подзащитного и иная заинтересованность. В связи с этим, мы заявляем отвод, - сказал адвокат Олег Дремов.
Суд удалился в совещательную комнату.
Через несколько минут стало известно – суд отказал ходатайству об отводе. Заседание продолжилось. Первое слово после перерыва запросил сам Манзанов.
- Я хочу воспользоваться своим правом и заявить ходатайство о приобщении материалов, которые имеются в распоряжении адвоката Дремова. И хочу обратить внимание суда на протокол судебного заседания от 18 мая, что в этот день я был вынужден в экстренном порядке пригласить Пихееву. Но так как она не в курсе этого дела, нам сложно выработать позицию, и просил суд объявить перерыв для вызова адвокатов Дремова и Карпугина - сказал Манзанов.
По словам экс-министра, ранее подготовить и приобщить данные документы к делу не было возможно, так как задержание и суд были в один день. Тем более, что Манзанов не успел даже выйти на свободу, как снова был задержан. По его словам, его «даже бывало не кормили».
Суд вновь отказал в ходатайстве приобщения документов. Как оказалось, в документах имеется справка о смерти некоего Гармы Бадмаева. Именно он, по мнению следствия, оказывал давление на свидетеля Шаврова по просьбе экс-министра. Как заявила защита, данная справка о смерти данный факт опровергает: «не может мертвый человек угрожать».
Основной мотив обвинения для заключения подсудимого под стражу как раз и является якобы угроза свидетелям по делу. Как говорится в материалах дела, «Манзанов может угрожать свидетелям, либо иным образом воспрепятствовать производству по делу…Отбывая наказание в виде лишения свободы, у него отсутствовала такая возможность…».
Защита настаивает, что в показаниях Шаврова не усматривается, что он опасается давления, а так же что ему предлагали деньги за изменение показаний.
- Исходя из представленного Манзанову обвинения, защита на стадии предварительного следствия сделала вывод о существенных противоречиях в показаниях подзащитного и свидетелей по делу, в том числе Шаврова. И неоднократно заявляла о необходимости проведения очных ставок. Проведение очных ставок не может рассматриваться как основание давление на свидетелей, и в связи с этим в отношении Манзанова не может быть законно принята мера пресечения в виде заключения под стражу, - парировал адвокат Олег Дремов.
Кроме того, по мнению защиты, нет доказательств, что экс-министр, находясь в СИЗО, давал указания своему брату Павлу Манзанову надавить на свидетеля Шаврова.
- Павел дал свои показания, я его опрашивал. Он сказал, что Шавров сам просил дать совет как вести себя в суде, так как на него давил следователь. Я слушал запись с телефонного разговора Павла, - сказал адвокат экс-министра.
Несмотря на то, что явка Павла Манзанова была обеспечена 18 мая в Железнодорожном суде, он так и не был допрошен в качестве свидетеля. Кроме того, защита настаивает, что дело о мере пресечения должен рассматривать суд Советского района, так как задержание и СИЗо находится именно здесь.
Прокуратура в свою очередь указала, что все подозрения об угрозах обоснованы и подкреплены документами.
- С учетом того, что Манзанов подозревается в совершении тяжких преступлений, суд обоснованно принял во внимание позицию органов следствия о том, что Шавров высказал следствию, что он опасается оказания давления со стороны Манзанова и его окружения, - заявил обвинитель Шурыгин.
По словам прокурора, вопреки апелляционной жалобе, он поддерживает то, что дело было рассмотрено именно в Железнодорожном районе. Так как преступление, в совершении которого обвиняется Манзанов, инкриминируется на территории именно этого района. Единственное, о чем попросил прокурор – убрать из резолютивной части слово «включительно».
Перед вынесением решения, экс-министру предоставили последнее слово. Манзанов извинился за излишнюю эмоциональность и попросил суд все же избрать меру пресечения в виде домашнего ареста.
- Если суд посчитает необходимым применить в отношении меня меру пресечения, связанную с изоляцией от общества, то прошу избрать домашний арест в доме моего отца в 112 микрорайоне. И прошу суд учесть тот факт, что, отбывая наказание, не имел возможности встречаться с детьми, – сказал Манзанов. И после паузы добавил: «И я соскучился».
Однако судью слова Манзанова не затронули. Он согласился с прокурором и оставил меру пресечения в виде заключения под стражу до конца июля.
Мария Токмакова, «Байкал-Daily»