Самые грязные улицы
Столица Бурятии входит в список самых загрязненных городов России, несмотря на почти полное отсутствие крупных промышленных предприятий. На сегодняшний день автомобильные выхлопы составляют чуть больше половины всех вредных выбросов в атмосферу Улан-Удэ. А наиболее опасного продукта – угарного газа – автомобили производят аж 70%.
Именно концентрация угарного газа и его влияние на жителей города стало предметом исследования эколога Натальи Тумуреевой и доктора биологических наук Светланы Санжиевой.
- Нами выявлена высокая степень загрязнения атмосферного воздуха города Улан-Удэ выбросами автомобильного транспорта. Рассчитанный средний показатель максимально разовой концентрации угарного газа превышает предельно допустимую концентрацию в 26,6 раза, - пишут в своем докладе исследователи.
Наиболее загрязненной оказалась улица Бабушкина. В вечернее время концентрация газа здесь превышает допустимый уровень в 60 раз! Это все равно, как если жители домов будут дышать в гараже, где находится машина с работающим двигателем.
Этот газ очень токсичен и вреден для здоровья человека. Больше всех об этом знают жители частного сектора, где регулярно происходят отравления угарным газом с летальным исходом из-за не вовремя закрытой печки.
Газ на улицах города к смерти людей напрямую, конечно, не приведет. Но исследователи выявили, что увеличение его концентрации за последние десять лет способствовали росту заболеваемости населения. Наибольшему риску подвергаются жители домов, размещенных вдоль улиц с наиболее интенсивным движением автотранспорта. А это, кроме упомянутой выше Бабушкина, улицы Терешковой, Ключевской, проспекта 50-летия Октября и другие.
Автомобильный ад
С течением времени ситуация лишь ухудшается. Десять лет назад концентрация угарного газа на улице Бабушкина составляла максимум 113 миллиграммов на кубометр, тогда как сегодня она превышает триста миллиграммов. Получается, что за десять лет этот показатель вырос втрое и продолжает расти еще на 10-11% ежегодно.
Это связано прежде всего с взрывным ростом числа автомобилей в городе – за последние десять лет количество «железных коней» у населения как раз увеличилось в три раза. Если в 2003 году в Улан-Удэ было зарегистрировано около 46 тысяч машин, то в 2013 году эта цифра увеличилась до 137,5 тысячи. Причем почти половина из них – это старые чадящие «динозавры» в возрасте десяти и более лет.
И это еще не предел! Сегодня автолюбители Улан-Удэ считают любое ограничение поездок по городу на частных машинах вопиющим нарушением своих прав и приводят в пример западные города, где автомобилей на душу населения гораздо больше. Но они не учитывают, что там зачастую центры городов полностью пешеходные, а на дорогах всегда приоритет отдается общественному транспорту, что действуют экологические нормы на двигатели, и многое другое.
Об исключительном влиянии автотранспорта на экологическую ситуацию в городе говорит и то, что за последние десять лет выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников – ТЭЦ, заводов, котельных - увеличились лишь на 12%. Тогда как выбросы автотранспорта выросли более чем наполовину. Еще один фактор - неудачный рельеф местности. Улан-Удэ находится в своеобразной чаше, не продуваемой ветрами, – все эти выбросы долгое время не покидают атмосферу города, попадая в легкие людей, оседая на коже.
А ведь угарным газом далеко не исчерпывается загрязняющий потенциал машин.
«Всего в состав выбросов автомобилей входит более 200 различных химических веществ. Это продукты неполного сгорания в виде оксида углерода, альдегиды, кетоны, углеводороды, в том числе канцерогенные, водород, перекисные соединения, сажа…» - перечисляет Наталья Тумуреева.
Одним из наиболее опасных поражающих элементов своеобразного химического оружия, который мы применяем к самим себе, являются соединения свинца и других тяжелых металлов. Все это, конечно, не может не сказываться на здоровье горожан.
В последние годы, согласно данным исследования, стабильно растет число больных с поражением органов дыхания, крови, нарушением иммунной системы и т.д.
- По уровню заболеваемости населения болезнями органов дыхания Улан-Удэ занимает первое место в Бурятии. За последние десять лет количество больных увеличилось на 26,5 % среди взрослых и до 57 % у детей, - пишут ученые.
Городские дети вообще являются одними из главных жертв неблагоразумия взрослых автолюбителей. Уровень детской заболеваемости в Улан-Удэ в 2 раза выше среднереспубликанского показателя.
«Риск развития дополнительных случаев заболеваемости и смертности от загрязнения атмосферного воздуха составляет соответственно 12 % и 17 % от всей заболеваемости и смертности в городе, - говорится в докладе.
- Согласно государственному докладу о санитарно-эпидемиологическом благополучии Республики Бурятия в 2012 году высокая степень заболеваемости среди детского и взрослого населения наблюдается по болезням органов дыхания – 51,19 и 35,74 процента соответственно, - сообщают исследователи. Для снижения этих на самом деле страшных показателей Наталья Тумуреева считает необходимым снизить уровень загрязнения воздуха в 13,5 раза!
Но такое радикальное снижение выбросов кажется нереалистичным. Поэтому Наталья Тумуреева считает, что одной из первоочередных задач администрации города сегодня должно стать восстановление санитарно-защитной зоны вдоль дорог и посадка деревьев.
Деревья позволят хотя бы частично оградить жителей домов от вредного влияния газов. Но сегодня зачастую делается прямо противоположное, несмотря на сообщения о массовых зеленых насаждениях. Наоборот, деревья регулярно вырубаются – при расширении дорог, для обеспечения безопасности пешеходов и тех же автомашин, для строительства различных центров, гаражей, оборудования парковок.
Еще одним решением проблемы может стать развитие общественного транспорта. Это позволило бы части автомобилистов пересесть из своих машин на автобусы или трамваи. Последние - вообще идеальный вариант, потому что не потребляют бензин и, при соблюдении определенных условий, почти бесшумны. К тому же они не стоят в пробках. Но есть одно «но» - его нужно развивать и модернизировать. Сегодняшние громыхающие вагоны, в которых летом жарко, а зимой холодно, не могут конкурировать с частным автотранспортом.
Во многих городах России ходят троллейбусы – они дешевле трамвая, но необходимость ездить по дорогам общего пользования делает их зависимыми от дорожной ситуации. В любом случае троллейбусы были бы гораздо лучше обычных автобусов благодаря чистоте и низкому уровню шума. Впрочем, любой вариант развития общественного транспорта, кроме того, что сейчас реализуется в Улан-Удэ, дал бы результаты.
Что касается исследования Светланы Санжиевой и Натальи Тумуреевой, то оно показало, что понятие «экологическая опасность» является не чем-то далеким, ассоциирующимся с черным дымом, идущим из заводских труб. Это суровая реальность Улан-Удэ, из-за которой болеют взрослые и дети, а среди потомков кочевников и хлеборобов появляется все больше аллергиков и астматиков. И городу следует обратить на это внимание, призывает «Номер один».