15 декабря

14 декабря

13 декабря

Популярное

Туяна Николаева: Театральных «знатоков» у нас тьма

Туяна Николаева: Театральных «знатоков» у нас тьма
Общество, 
О засилии так называемых театральных «знатоков», отсутствии настоящих театральных критиков и о причинах сложившейся ситуации размышляет в своём блоге «Байкал-Daily» известный театровед Туяна Николаева

Взглянув на две стороны местного театрального процесса нельзя не рассмотреть еще одну его составляющую. Театральную критику. То есть, стоит понять, что все-таки это такое - театральная критика, есть ли она у нас, и, если есть, актуальна ли она?

Начав этот разговор, можно было бы умыть руки и предоставить «трибуну» всем носителям сокровенных знаний о театральной критике и профессии театрального критика. Таких в местах нашего культурного обитания – тьмы. Да что там! Люди, которые отродясь не ведали, что есть такая профессия – театральный критик, - даже они точно знают как, кого, когда, в какой форме, при каких обстоятельствах, с какой силой, должно критиковать.

Эта чрезвычайная осведомленность удивительна не сама по себе, в конце концов, в нашей стране любой знает, как правильно лечить, учить, строить, ездить, и судить. И критиковать, конечно. Удивляет, что такая осведомленность развилась в условиях, в которых традиция театральной, как, впрочем, и какой-либо другой художественной критики, даже и не рождалась. Речь именно о традиции, то есть о длительном и непрерывном, непременно совместном, обменном, опыте анализа и постижения театральной реальности; выработанной культуры этого постижения; неких характерных общих чертах этой культуры, вообще некой профессиональной, даже цеховой, общности. Этого всего нет, как нет и цеха – театроведы у нас считаные; с базовым театроведческим образованием единицы; в театральной критике полноценно не реализовался никто.

Когда два года назад обсуждали проект республиканской концепции развития театрального дела, среди разных необходимых мер, была и такая - обеспечить связь и сотрудничество между ПРАКТИКАМИ театра и театроведами/ театральными критиками… И никто из практиков театра не обратил внимание на этот нонсенс, потому, что никто и не отдал себе отчета в том, что это нонсенс! И не потому, что глупы или не профессиональны. Нет. На самом деле, намерение правильное, и во всей печали отразившее реальность. А она такова - все наше профессиональное искусство создавалось, как часть идеологической инфраструктуры. Идеология же по сути ставила знак равенства между критиком и цензором. Как таковые художественные критерии обильно унавоживались политической задачей следить за идеологическим соответствием постановок, и именно эта задача формировала оценочное поле. И если в столицах плотность творческого «населения» и исторически генетическая самостоятельность русской критической мысли вели к неизбежным систематическим нарушениям границ этого поля, то на нашем периферийном «редколесье» и с нашими провинциальными комплексами «безродности» и вечного ученичества, критика честно отрабатывала назначенный ей хлеб хронографа и ментора. Отсюда и повелся такой уклад жизни, в котором театральный процесс, это театр и зритель, а критика – это если не враг, то и не родственник, это нечто и некто из обслуживающего персонала.

Наш известный литератор и драматург Геннадий Башкуев, в свое время сравнил театральный процесс с кулаком, где «пальцы» - это драматургия-актерство-режиссура-менеджмент-критика. И по его выражению, стойкий провинциальный душок, наше театральное искусство приобрело именно в результате непонимания того, что критика такая же часть «кулака».

Полностью соглашаясь с мастером емкого и образного слова, позволю себе сухо констатировать - понимать было нечем… Критика – носитель театральной мысли. В зоне ее ответственности процессы осмысления всего происходящего в отдельном спектакле, в отдельном театре, и во всей театральной жизни в целом. Нет постоянной, многофигурной, грамотной, проясняющей смыслы сценического текста театральной критики - нет осмысленной театральной деятельности. Вместо нее бессознательные, спорадические телодвижения внутри замкнутого, и раз сто пройденного круга…

Закономерно, что при этом неутешительном «анамнезе» местной театральной критики, представления о ней так же обескураживающе ортодоксальны, как убежденность в том, что земля стоит на трех китах. Кодекс правильного, по мнению многочисленных «знатоков», критика состоит из целого ряда табу. Критик не должен: высказывать в рецензии свое личное мнение, потому, что профессиональный разбор спектакля, это не личное мнение; говорить/писать об увиденных им проблемах и недостатках, потому, что умные и позитивные люди их тоже видят, но не пишут о них; составлять мнение о спектакле, не посмотрев все составы занятых в нем артистов, потому, что это непрофессионально; критиковать, потому, что надо помогать, а не критиковать.

Таким образом, получается критик, это некто, транслирующий некое общее мнение, общими словами называющий общие места, чем, конечно, очень помогает. Перед нами портрет ОБЪЕКТИВНОГО критика! Ведь в основе вышеперечисленных представлений лежит принцип объективности. Кто же не знает, что критика должна быть объективной! Объективность - идол, которому поклоняются знатоки.

Пердимонокль в том, что они поклоняются собственному, довольно младенческому пониманию объективности, совершенно безответственно употребляют этот термин, и, конечно, совершенно не понимают, не знают, что такое объективность в театре и в театральной критике. И это было бы умилительно-безобидно, но «знатоков» этих, как уже было сказано, у нас тьмы, а их требования к критике, как благие намерения, которыми вымощена дорога в ад, подразумевают критику ангажированную. Вот у нас очень в ходу критику клеймить заказной, особенно, когда критические аргументы обоснованы и их, что называется, нечем крыть. Сразу крик – это заказ! Видимо, подразумевается, что заказ, это ситуация, в которой один нехороший человек велит другому нехорошему человеку очернить человека светлого, хорошего и беззащитного. На самом деле именно приведенные выше требования к критике и есть заказ - хотим критику удобную, понятную, безопасную, и приятную. А иная критика и вовсе не нужна.

Между прочим, официально такой профессии - театральный критик – действительно нет в нашей стране. На церемонии вручения государственных наград деятелям культуры и искусств, прошедшей в конце мая этого года, внимание президента России обратили на то, что эта профессия отсутствует в официальном перечне. А это значит, что каждый пожилой театральный критик в нашей стране получает пенсию за то, что он где-то работал кем-то еще – преподавателем, научным сотрудником, завлитом. Ведь по словам какого-то функционера – ходить в театр, это не работа.

Да, что там разговоры на приеме в Кремле. Спустимся на землю. Вот министерство культуры РБ в разное время поощрило Благодарственным письмом и Почетной грамотой меня, как журналиста местных газет, за пропаганду и сохранение культурного наследия в первом случае, и за пропаганду и популяризацию культуры и искусства во втором. Я искренне благодарна. Вот только получать эти знаки внимания было как-то неловко, потому, что адресованы они как бы и не мне. Я не журналист по профессии, журналистом местных газет никогда не была. Я театровед, театральный критик, чьи тексты СМИ берут для публикации. И я не занимаюсь пропагандой и популяризацией культуры и искусства. В силу профессии, по мере возможностей, я занимаюсь театром, театральными произведениями – спектаклями. Осмысляю, постигаю, анализирую, разбираю. Увы, очевидно, что на ниве общественного признания, театральный критик не так успешен, как журналист-пропагандист, но тут уж, как говорится, кто на что учился…

Вот, собственно, о профессиональных, а не доморощенных, компетенциях критика, и пойдет речь в следующей колонке.



Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Ледоступы  пластырь: и  Улан-удэнцы учат друг друга передвигаться по обледеневшим улицам
Общество, 15.12.2024
Горожане рассказывают в соцсетях, как сделать обувь «некатучей» 
В Бурятии северян шокировало посленовогоднее подорожание проезда в маршрутках
Общество, 15.12.2024
С января за него придётся платить больше сразу на 5 рублей

Жителям Бурятии опять угрожают лавины
Общество, 15.12.2024
Они могут сойти на севере республики

Наушки станци дээрэ ашаанай терминал шэнэлэгдэбэ
Общество, 15.12.2024
Шэнэлгэ хадаа үшөө олон автоунаануудые ябуулхада туһалха болоно
Жители Бурятии вдрызг переругались из-за предложения не уступать места в транспорте
Общество, 15.12.2024
Пассажиров призвали «не дёргать» студентов и школьников
Улан-удэнцы пожаловались на пьющего физрука-грубияна
Общество, 15.12.2024
Родители учеников заявили, что он приходит на занятия нетрезвым и «подмигивает» девочкам
Детский хирург увлёкся стрельбой из национального бурятского лука
Общество, 15.12.2024
Врач пришёл в этот вид спорта три года назад и уже добился успехов

Жители Бурятии прокатятся на «температурных качелях»
Общество, 15.12.2024
В республике пообещали от -2 до -23 градусов

В Бурятии яйца, рис и мужские сорочки стали недоступнее
Общество, 15.12.2024
В республике оценили покупательскую способность населения
Пригородное село в Бурятии задыхается от опасного золошлака
Общество, 15.12.2024
Под угрозой из-за него оказалось здоровье 5 тысяч человек
Курумканский музей истории и развития традиционных народных промыслов открылся после капитального ремонта
Общество, 15.12.2024
Его обновили на 12 с лишним миллионов рублей благодаря республиканской программе и нацпроекту
Улан-удэнцев лишили надежды на транспортные карты
Общество, 15.12.2024
Они не дождутся аналога московской «Тройки»
Загрузка...
^