Сегодня министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков напомнил о предстоящем фестивале духовной и материальной культуры. Как уже сообщал «Байкал-Daily», в рамках фестиваля пройдёт ряд конкурсов, в числе которых конкурс поэзии малых форм и конкурс бурятского языка, инициированный Сангхой.
- Сначала творческие люди обижались, что Сангха очень много внимания уделяет спортсменам и совсем не уделяет работникам культуры и деятелям искусств. Теперь восстанавливаем баланс,- с улыбкой отметил Тимур Цыбиков.
Дид Хамбо Лама Дагба Очиров, пояснил особую важность этого фестиваля, в том числе и конкурса на знание бурятского, после чего разразился длинной речью по проблеме сохранения языка.
- Находясь здесь, хотел остановиться на бурятском языке,- отметил он и погрузился в историю о том, когда в конституции появилось два государственных языка.
Заместитель Пандито Хамбо Ламы Аюшеева напомнил присутствующим СМИ о прошлогоднем съезде буддистов, когда был поднят вопрос о состоянии бурятского языка. А затем перешёл к роли, которое в этом деле играет общество, руководство республики и журналисты:
- Я думаю, здесь многое зависит от людей, владеющих бурятским языком и людей, которые называют себя бурятами. Наша конституция дала нам всё право, сделала его государственным, а мы его не используем. Если бы руководство нашей республики и мы, и вы, журналисты, отнеслись бы с пониманием к тому, что один из государственных языков нашей республики - исчезает тогда бы… - начал рассуждать лама и перешёл к языковой политике.
По его словам, средств выделяется много, между тем в проблеме ничего не сдвинется, пока каждый не заговорит на языке, и, в первую очередь, представители власти:
- Если мы назначили кого-то руководителем министерства, агентства или республики и все они знают, что вторым языком является бурятский язык, то правилом хорошего тона было бы знать этот язык. Но почему мы этого не делаем?
В своём монологе представитель Сангхи упомянул и первых лиц Бурятии:
- Как было бы, если бы Чепик заговорил на бурятском языке, начал общаться. Уже столько лет, шесть-семь лет живёт. Много.
Вместе с тем, Дид Хамбо Лама похвалил министра культуры:
- Тимур Гомбожапович сейчас сам учит язык, говорит у нас в дацане на своём курумканском диалекте. Мы не должны стесняться, должны стремиться учиться.
По мнению Дагба Ламы, если руководство республики хочет, чтобы бурятский язык жил, «нужно начать с простого: свободно владеть обоими государственными языками».
После продолжительных размышлений по наболевшей теме представитель Сангхи и вовсе перешёл на бурятский.