Как сообщает «Лента.ру», в Бишкеке спустя считаные дни после празднования Дня Победы разгорелся скандал: в продажу поступили майки со свастикой. Причем изображена на них была не одна из многочисленных «безвредных» интерпретаций этого знака, а та самая, нацистская — четырехконечная, с концами, направленными в правую сторону, повернутая на 45 градусов и помещенная в белый круг на красном фоне. Продавались майки с таким принтом не в полулегальной подвальной лавке, а в крупном магазине в центре города. Позднее его сотрудники объяснили произошедшее тем, что выложили товар на витрину, не рассмотрев как следует.
Жителей города такая оплошность возмутила. Многие из них выплеснули свое негодование в Facebook. «Можете хоть сколько говорить о том, что знак свастики с древних времен значит что-то другое. Реабилитировать уже не получится. Навсегда останется фашистским знаком, знаком убийц и уродов. Нельзя допускать того, чтобы в наше время футболки с этими знаками продавались открыто и еще рекламировались! Лично я против», — написала на своей странице местная звезда, певица Саадат Чокубаева.
Откуда же в Бишкеке взялись провокационные футболки? Ответ банален: как и весь ширпотреб — из Китая. И это уже не первый скандал, возникающий по вине трудолюбивых, но слабо разбирающихся в нравах Запада, китайских производителей. Так, в апреле немецкие покупатели были шокированы, обнаружив в магазине кофейные чашки с портретом Гитлера. Дизайн этих изделий довольно прихотлив: на чашках изображена почтовая марка с профилем фюрера, окруженная розами и строчками англоязычного стихотворения.
Кристиан Цурбрюгген, глава торговой сети Zurbrueggen, выставившей чашки на продажу, объяснил случившееся «ужасным, идиотским стечением неудачных обстоятельств». Дескать, китайский дизайнер вряд ли понимал, чей портрет он помещает на посуду. Чтобы как-то загладить вину, Цурбрюгген пообещал за каждую возвращенную в магазин чашку выдать сертификат на 20 евро (первоначальная цена изделия была — 1,99 евро). Однако из 175 проданных чашек (всего в прибывшей из КНР партии их было 5000) вернули лишь около 20.
В самом Китае вряд ли понимают, из-за чего так волнуются европейцы. Фюрера там воспринимают как одного из череды исторических деятелей: вот Наполеон, вот Чингисхан, вот Гитлер — ничем не лучше и не хуже других. И чего только иностранцы истерят?
А «лаоваи» (так в Поднебесной называют пришельцев с Запада) точно так же не понимают, как в КНР могут открыто продаваться сувениры с портретом фюрера. Есть в Пекине аналог московского Винзавода — Art Zone 798: модный кластер, расположенный на территории бывшего промышленного объекта. Там и художественные галереи, и магазинчики местных дизайнеров, и кафе, и студии татуировки, и магазин для скейтеров. В общем, все, что нужно продвинутым туристам и пекинским хипстерам. Среди продающихся там сувениров есть и чехлы для айфонов с разными рисунками: Обама во френче, как у Мао Цзедуна, панды, котики, герои мультфильмов и вдруг — логотип KFC, на котором вместо полковника Сандерса изображен Гитлер. А снизу еще и подпись: Hitler fried citizens (Жареные граждане Гитлера).
KFC вообще не позавидуешь. Почему-то именно их лого азиаты норовят связать с лидером Третьего рейха. В Таиланде, например, несколько лет проработала забегаловка с лаконичным и запоминающимся названием Hitler. На вывеске этого заведения красовался фюрер в образе полковника Сандерса. Впрочем, не пощадили тайцы и другую американскую сеть фастфуда — McDonald’s. В королевстве свободно продаются майки с изображениями Гитлера в костюме клоуна Рональда Макдоналда. Добавьте сюда сувениры, на которых панды и телепузики нарисованы с характерными челками и усиками, и получите новый модный стиль — «Гитлер-шик» (Hitler chic).
Схожим образом ситуация обстоит и в соседних странах. В Индонезии два года проработало кафе Soldatenkaffee. Его интерьер соответствовал названию: стены украшали портреты фюрера и плакаты времен Третьего рейха. Костюмы официантов были стилизованы под форму СС. Владелец заведения утверждал, что не является нацистом, а провокационный дизайн выбрал исключительно, чтобы привлечь внимание туристов. Этот ответ, как под копирку, повторяют хозяева всех подобных заведений, которых в Азии за последние годы открылось немало. Одним из первых был мумбайский ресторан Hitler’s Cross (Крест Гитлера), распахнувший двери еще в 2006 году. Лидером же по числу заведений, названных в честь Гитлера, оказалась Южная Корея. Самым знаменитым из них стал Hitler: techno bar and cocktail show. Но, помимо этого бара в разных городах страны изумленные туристы могли сфотографировать и другие кафе, где так или иначе использовался образ фюрера.
Впрочем, как уже было отмечено, ничего плохого хозяева и оформители этих заведений в виду не имели. Но этого же нельзя сказать про любителей нацистской атрибутики из Монголии. Для местных радикалов свастика — это не только традиционный буддийский символ, но и ровно то же самое, что в ней видят ультраправые на Западе: знак, объединяющий людей, верящих в превосходство одной нации над другой.
Своими врагами местные наци считают китайцев. Неприязнь эта имеет глубокие корни. Сегодняшние монгольские радикалы припоминают жителям Поднебесной оккупацию Урги (так в прошлом называлась столица Монголии) и пленение ее правителя — Богдо-хана, являвшегося одновременно и религиозным лидером страны. Как и нацисты на Западе, монгольские ультраправые призывают к «расовой гигиене», то есть выступают против браков между монголами и китайцами. У западных единомышленников они позаимствовали и приветствие «Хайль Гитлер». Своих баров у монгольских наци нет, зато их форма обильно украшена свастиками, «железными крестами», орлами и символами СС.
Справедливости ради надо добавить, что и на Западе в последнее время восприятие Гитлера несколько изменилось. Теперь он находится в одном ряду с Фредди Крюгером и Дартом Вейдером — эпическими злодеями, героями поп-культуры. На тему нацизма шутят персонажи неполиткорректных мультфильмов, а эпизод из фильма «Бункер» регулярно переозвучивается на злобу дня.
Но пока еще в Европе и США не только заигрывания с этой тематикой, но и простая случайность могут дорого стоить. Так, на днях в Германии в неприятном положении оказалась компания Procter & Gamble. Произошло это из-за того, что на рекламе порошка Ariel была изображена белая футболка с цифрами 88. Подразумевалось, что одной упаковки порошка хватит на 88 стирок. Однако авторы концепции не учли, что 88 — это известное обозначение аббревиатуры Heil Hitler (Н — восьмая буква латиницы). В итоге руководству компании пришлось извиняться перед немецкими потребителями.