Организовать встречу помогла советник губернатора Иркутской области Александра Будахаева. По её словам, одну из острейших проблем – пьянство, которое несет горе семье, детям, всему обществу, фильм Солбона Лыгденова показывает остро, без прикрас.
Сельчане не спеша собираются в местный клуб, переоборудованный из магазина. Они привыкли к тому, что в стареньком здании, где ни разу не проводился капитальный ремонт, холодно. Два электрических обогревателя – вот и все отопление, старая электропроводка просто не выдержит большей нагрузки.
Хоть официально деревня называется Зады, но более верное наименование – Задэ, Задай. Жители сами себя предпочитают именовать дурлайцами. Согласно преданиям, предки рода дурлай пришли с Алтая в XVIII в. Дурлайцы славились своими шаманами. Их приглашали исполнять ритуалы в разные места округа. В распадке Унхэр находятся священные камни, обладающие магической силой, способной вызывать бури, ветер со снегом. Древние герои монголов и бурят обладали силой этих камней — задай-шулун. В ранних китайских и монгольских исторических сочинениях говорится о племенах бурят-монголов, что пользовались волшебными камнями во время битв с неприятельскими войсками. Мужчины этого рода были известны как меткие стрелки. В старину дурлайцы в облавную охоту выставляли до 700 стрелков, без промаха поражали бегущих зверей.
По признанию самих жителей, им и сейчас неплохо живется. Все держат большое поголовье скота, живут за счет продажи молочной продукции, мяса.
Из инфраструктуры – начальная школа, фельдшерский пункт, клуб, водокачка. В школе учатся девять ребят. Руководитель Эльвира Бужинаева уверена, что без работы учителя не останутся, село будет жить: «В школе имеются спортзал, столовая, дети занимаются в двух классах. Все поют и танцуют в ансамбле «Ургы», ставят спектакли в кукольном кружке».
Дурлай находится в выгодном географическом расположении – близость Иркутска и Усть-Ордынского. При этом приволье для развития подсобного хозяйства.
После приветствий режиссера и концерта местных артистов начался показ фильма. Как сказал Солбон Лыгденов, ему больше по душе ездить по селам и деревням и показывать фильм народу, чем выезжать на кинофестивали.
И вот настал момент, когда пошла заставка. Дурлайцы окунулись в фильм, где показана их жизнь. Одобрительные реплики, комментарии, возгласы подтверждали, что все им до боли близко. Несмотря на сложную тему, фильм вселяет надежду, что возможно все преодолеть, если вернуться к своим корням, вере.
Дурлайцы от души аплодировали режиссеру, благодарили за приезд в их маленькую деревню, сообщает газета «Областная».