Сложись история страны чуть иначе, в Улан-Удэ построили бы еще немало прекрасных зданий по проектам Минерта. Сейчас эскизы тех так не построенных зданий хранятся в музее в Новосибирске.
Начало полета
Людвиг Карлович Минерт родился в Киевской губернии в 1919 году (кстати, с года и места рождения начинается список ошибочных данных о нем, широко разошедшихся по Интернету). Он окончил железнодорожный строительный техникум и поступил в Киевский инженерно-строительный институт, и не планировал жить в далекой холодной Сибири. Но с началом войны юношу эвакуировали в Новосибирск. Там он продолжил учебу в аналогичном местном вузе и уже к третьему курсу показал неплохие результаты. Людвиг интересовался традиционным русским деревянным зодчеством, и некоторые его работы того времени даже сохранились до наших дней. В 1943 году студента мобилизовали в трудовую армию как немца по национальности (несмотря на расхожесть мифа о лагерном сроке, в действительности он провел четыре года в менее суровых условиях). В 1947 году ему разрешили вернуться к учебе, так что вуз Минерт окончил уже совсем взрослым человеком — в 30 лет. Впрочем, в военное время такая судьба была у многих.
Сразу после защиты диплома он отправился по распределению в Улан-Удэ. К этому времени молодой специалист успел проникнуться идеями господствовавшего в то время стиля — сталинского ампира. Еще до выпуска он создал смелые проекты библиотеки и музея русской культуры для Новосибирска. Так что отправление в столицу национальной автономии было для него не ссылкой, как полагают некоторые краеведы, а отличной возможностью проявить себя. На самом деле, если бы государство не желало дать шанс представителю репрессированного тогда народа, Минерт получил бы не «путевку» на периферию, а место рядового специалиста в заштатном проектном бюро.
Успеть все
В Бурятии Людвига Карловича ждало море работы. «Бурмонголпроект» проектировал множество зданий: городу нужно было новое - советское, столичное - лицо.
- Скорее всего, поначалу Минерту доверяли лишь незначительную часть работы, — рассуждает главный хранитель фондов музея истории архитектуры Сибири Сергей Филонов. - Это нормальная ситуация, поскольку профессия архитектора требует значительного опыта, и человек в 40 лет может все еще быть начинающим автором.
Однако можно с уверенностью утверждать, что мастерство Минерта росло на глазах. Его замечательная работоспособность и страстный интерес к новым для него принципам восточной архитектуры сделали свое дело. В ряде регионов в те годы развивали так называемый «сталинский ампир с национальным декором», и молодой зодчий сумел быстро вникнуть в изученные им образцы буддийских строений и удачно вписать их элементы в проекты новых зданий. Отсюда его быстрый рост до должности главного архитектора «Бурмонголпроекта». При этом Минерт не оставил глубокое изучение архитектурных памятников города и районов республики и использование полученных знаний в работе. Работал он много и с любовью. Город при всем желании не успевал построить все задуманное им. Так и остались в набросках торжественные варианты кинотеатра «Прогресс» и Национальной библиотеки, краеведческого музея. Будучи талантливым живописцем, Минерт создал детально проработанные изображения фасадов этих зданий, а для «Прогресса» - еще и интерьеров.
Всего за пять лет жизни в Улан-Удэ Людвиг Минерт стал таким активным создателем нового облика столицы, что навсегда вписал свое имя в его историю. Однако по истечении обязательного срока работы по распределению он вернулся в ставший для него родным Новосибирск.
Смена курса
В столицу Сибири Людвиг Карлович привез огромный архив — фотографии и негативы дацанов, церквей, жилых домов, общественных зданий, построенных в разное время в Бурятии, а также материалы по буддийскому искусству разных регионов. Свой научный архив Людвиг Карлович пополнял всю жизнь, и собранный материал позволил ему с успехом защитить кандидатскую и докторские диссертации, а позднее выпустить уникальные монографии «Архитектура Улан-Удэ» и «Памятники архитектуры Бурятии». Но эти книги были уже в 1983 году. А нереализованные проекты зданий в Улан-Удэ, которые он тоже сохранил в личном архиве, навсегда легли в стол. В 1955 году вышло постановление №1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно поставило точку в эпохе сталинского ампира. Из-за этого пришлось пересмотреть даже утвержденные проекты. Так, с проектов зданий «Забайкаллеса» и Дома радио «содрали» весь «излишний» декор и выстроили без всех тех отличительных деталей, которые украшали бы строения.
Многие архитекторы, воспитанные на традициях сталинского ампира, не смогли работать в изменившихся условиях и сменили вид деятельности, занявшись графикой, живописью, педагогикой. Людвиг Минерт остался в профессии, но выбрал путь преподавания в родном вузе и стал учить студентов правилам академического рисунка.
- Он был одним из немногих преподавателей, кого тепло вспоминали и вспоминают коллеги и студенты, - рассказывает Сергей Филонов, - требовательным, въедливым, очень яркой личностью.
В начале девяностых неожиданно для многих Минерт уехал на историческую родину, в Германию. Для коллег его отъезд стал неожиданностью, поскольку в институте тогда шла реорганизация, его ждала интересная работа. Еще большим ударом для помнивших его людей стала кончина мастера.
- Пока молодежь не спешит разобраться с его архивами, - делится Сергей Филонов. - Хотя ребята из Бурятии удивляются, увидев в новосибирском музее фото знакомых зданий. А вот представители Якутии гораздо сильнее интересуются темой создания национальной архитектурной среды.
Против точечной застройки
В свете частых споров последних лет о настоящем и будущем облике Улан-Удэ любопытно заглянуть в автореферат кандидатской диссертации Людвига Минерта. В 1961 году архитектор описал рекомендации нашему городу.
В частности, он рекомендовал прекратить практику «расширения города за счет уничтожения леса на склонах, окружающих Улан-Удэ», поскольку она «способствует развитию эрозионных процессов, ухудшает санитарно-гигиенические условия города». Пыльные бури характерные для Улан-Удэ и песок повсюду - последствия того, что к словам архитектора не прислушались.
Еще одно важное замечание: «Необходимо решительно прекратить практику штучного, выборочного строительства, с тем, чтобы в дальнейшем перейти к комплексной реконструкции старой застройки». Как видим, что тогда, что сейчас «точечная застройка» являлась основным методом развития Улан-Удэ. И слова талантливого архитектора актуальны по сию пору.
Особенное внимание Минерт уделил центру города: «Целесообразно, чтобы главная улица Ленина и в дальнейшем сохранила бы выполняемую ею уже сейчас роль общегородского торгового центра. В связи с этим необходимо пересмотреть рекомендации генплана по организации городского движения. Вместо запланированного в генплане улучшения условий пропуска транзитных транспортных потоков через главные улицы и площади следует использовать имеющиеся возможности, чтобы направить основную массу городского движения в обход центра».
Для улучшения системы зеленых насаждений архитектор советовал новое расположение Центрального парка культуры и отдыха — на островах у слияния Селенги и Уды. Он видел преимущества площадки в хороших природных условиях для летнего отдыха и хотел создать там разнообразный по архитектуре парк. Да и в целом прибрежные территории он предлагал превратить в парковую зону «для решения взаимосвязи города с рекой». Увы, его советы практически не были услышаны, сообщает «Номер один».