Последний полёт, согласно аэропортовому журналу, здесь состоялся 16 июля 1999 года. Тогда на крупнейшем острове Байкала приземлился вертолёт Ми-8. Ещё раньше, за два года до этого, здесь побывал последний рейсовый самолёт Ан-2.
Ольхон называют географическим, историческим и сакральным центром Байкала. Аэропорт расположен в пяти километрах от его «столицы» Хужира. В 1970-80-ее годы он принимал до шести рейсов в день.
- Билет тогда стоил сначала 9 рублей, потом 11 рублей, рейс Иркутск- Бугульдейка-Еланцы-Онгурён для местных жителей был вполне доступен, летали часто. На автобусе сюда добираться полдня, еще и ждать паромную переправу, - рассказал Прокопьев.
Директором аэропорта в Хужире он был назначен в 1976 году, вместе с супругой занял одну комнату деревянного аэропортового здания, где проживает по сей день. Вторая половина - зал ожидания, кассы и радиобюро - сейчас под замком, но вся техника в исправном состоянии.
- Если что случится, информацию по ней можно хоть сегодня передать, - уверен Владимир Иннокентьевич.
Харанцы, по словам Прокопьева, - единственный сохранившийся аэропорт из 36 работавших в советское время только вокруг Иркутска. За бывшим начальником после закрытия рейсов оставили должность коменданта. Он исправно подсыпает грунтовую взлетно-посадочную полосу песком, красит ограничители оставшейся еще с давних лет краской, чинит прохудившиеся тканевые ветроуказатели.
Скромной инфраструктурой деревенского аэропорта пользуются, по свидетельству местных жителей, частные самолёты, которые совершают за летний сезон на Ольхоне до 20 посадок. О прилётах коменданта они не предупреждают, поэтому Прокопьеву вместе с супругой, заслышав шум двигателя, частенько приходится прогонять с полосы забредших хужирских коров.
- Я вроде сторожа, слежу тут за всем в надежде, что что-то возродится, - признается авиатор.
Намерения иркутских властей делают надежды Прокопьева вполне обоснованными. В 2013 году в Иркутске восстановили четыре посадочных площадки, не принимавших воздушные суда от 7 до 17 лет: в города Нижнеудинск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, а также в райцентр Казачинск теперь летают самолеты Cessna, сообщает ИТАР-ТАСС.
В 2010 году на всю страну прославился житель маленького посёлка Ижма Сергей Сотников. 12 лет он по собственной инициативе следил за взлетно-посадочной полосой заброшенного аэродрома. В сентябре эта полоса спасла Ту-154 с 72 пассажирами на борту. Самолёт, у которого отказала электроника, смог совершить аварийную посадку. Лётчики получили звание Героев Российской Федерации, но они настаивали, что настоящий герой – это Сергей Сотников.