Выдающегося прорицателя Балтаханова (по некоторым версиям, его фамилия Бутуханов) ольхонцы считали и считают местным Нострадамусом. В миру его называли просто Барнашка.
Он жил на рубеже ХIХ–ХХ веков, и записей, подобно нострадамусским, не вел, предсказал многие значимые события прошлого века — революцию 1917 года, раскулачивание и репрессии 30-х годов, Великую Отечественную войну, сложные годы перестройки и другие трудности нынешней жизни. Причем, о своих предсказаниях он говорил исключительно по-бурятски, да так образно, что его плохо понимали близкие. Со временем, однако, содержание его предсказаний стало передаваться от поколения к поколению — от отца сыну, от бабушки внуку.
По рассказу шамана Валентина Хагдаева, у деда Барнашки было две внучки. Старшая, Дэндэ, жила своей жизнью, а младшая — Айхэ ухаживала за вещим старцем. Он говорил о том, что придет другое время, и Айхэ проживет ровно столько же, сколько он сам, — 94 года.
В начале ХХ века Барнашка уже был глубоким стариком, вернувшимся на родину после долгих скитаний. Он обошел всю Бурятию, подолгу жил в буддистских дацанах. Потомки его рода до сих пор живут в селе Анга.
Переночевав у гостеприимного Валентина Хагдаева, утром тронулся в путь. До села Анга мне пришлось пройти пешком километров семь. Галина Протасовна Хоргоева, потомок деда Барнашки, вторая из дочерей Айхэ, рассказала мне, что родители Барнашки, единственного в семье ребенка, были простыми крестьянами. В школе не учился, общался в основном на бурятском языке. А когда по Бурятии ездил, всё, что слышал в дацанах, запоминал и держал в голове.
О чем дед Барнашка пророчил, знают даже дети: что будут птицы летать железные, что всё будет опутано проводами и железом. Говорил о том, что будут и телеги без коня. Что общение будет не напрямую, а через ящики.
Предсказывать он начал после двадцати лет, в середине XIX века. Просто ходил по домам и рассказывал о будущем: говорил много, временами безостановочно. Обычно начинал пророчествовать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к стене. Говорят, что он мог вступать в контакт с существами параллельного и высшего миров. Сначала его считали юродивым, затем причислили к особо почитаемым.
Барнашка действительно был не от мира сего. Странник и проводник высшей воли, он не жил как все, в сытости и достатке. Странно еще и то, что советская власть не расправилась с ним, как с инородцем. Объяснить это можно только предельной бедностью деда.
Умирая, он сказал, чтобы его тело не предавали земле, а оставили на помосте, так как через 100 лет на его костях должны проявиться и те предсказания, которые он делал при жизни, и новые.
Не знаю, как насчет новых, но одно из старых предсказаний Барнашки не дает покоя жителям Бурятии до сих пор.
Будто напророчил легендарный дед, что уйдет бурятский народ с берегов Байкала в Монголию. В три потока. Верным признаком того, что пора сворачиваться с насиженных родовых мест, по прогнозу мистического деда, будет начало строительства железного моста через реку Сарму. Если исход не состоится, то местные жители увидят на берегах Священного озера военных людей в голубых касках (может, Барнашка имел в виду солдат НАТО? — автор), появление которых дед объяснял просто: тогда будут добывать нефть со дна ныне заповедного Байкала.
Многие посвященные отрицают подобный вариант развития событий. Хотя чем черт не шутит — другие-то предсказания мистического Барнашки сбылись. В общем, поживем — увидим. Тем более, что до момента обнаружения мощей Барнашки осталось совсем немного времени — всего 13 лет.
В улусе Шулута, где жил Барнашка, долгое время оставался дом прорицателя. Он, возможно, сохранился бы и до наших дней, если бы невестка, жена сына, не вывезла домишко по бревнам в местность Анга, где он и сгорел. Сама женщина ослепла, что местное население сочло расплатой за нарушение предсмертного завета Барнашки — не переносить дом и не предавать его тело земле.