ЖЖ московского лётчика: Почему я люблю летать в Улан-Удэ?
«Почему я люблю летать в Улан-Удэ? Наверное, из-за вкусных бууз (как правильно во множественном виде?), они же «позы», они же «манты». Но их никогда нельзя было бы попробовать, если б рейс был как все - разворотный, с часовой стоянкой. А наш рейс 115/116 – «эстафетный», с суточным отдыхом, позволяющим нормально выспаться, побродить по городу, поесть вышеуказанное замечательное блюдо и просто получить какой-то своеобразный релакс.
Или же из-за той притягательной «простой» красоты самого города, небо над которым очень редкой бывает затянутым тучами? Не зря Бурятию называют «солнечной».
Красота провинциального города Улан-Удэ, так похожего на все остальные города российской Сибири и все же, имеющая свои изюминки, выпестованные любовным отношением жителей, веет каким-то своеобразным уютом, который никак не успевает наскучить за несколько часов пребывания в городе.
Или же простодушие и непосредственность местных жителей, продающих в сувенирном магазине «ловушки для снов» с такой обыденностью, как если б речь шла о твороге.
«А это для того, чтобы сон был хороший. 300 рублей».
«А это для того, чтобы любовь крепкой была. 200 рублей».
Нет, мне не передать обаяние такой непринужденной торговли волшебными амулетами! Это надо видеть и слышать.
Видимо, все это в совокупности и является причиной тому, что я с удовольствием летаю в столицу Бурятии. С апреля и по конец марта, к сожалению, рейс забирает Большой Брат (привет строителям ВПП!), ну а все остальное время - он наш. и я стараюсь бывать там хотя бы раз в месяц.
В 2008м году мы (Глобус) открыли этот аэропорт для В737-800 и, собственно, я был частым гостем, давая «провозки» командирам. В 2009м году я стал замКАЭ и пришлось резко снизить количество полетов на далекие аэродромы, но через год я все-таки, ценой выходных (улетаешь вечером в пятницу, прилетаешь в воскресенье), снова стал посещать Удэ.
Еще до рейса я знал, что в Улан-Удэ установилась необычная для тех мест туманная погода. Два или даже три предыдущих рейса уходили на запасные в Читу и Иркутск. Поэтому я с особым пристрастием изучаю сводки погоды Улан-Удэ….
…. Собственно, гадать нечего, при таком плотном тумане вероятность того, что он рассеется в ближайшие три часа минимальная и выбор теперь стоит между Иркутском и Читой.
Интересуюсь у капитана, был ли он в Чите, на что получаю утвердительный ответ. Что ж, мнение единогласное - летим в Читу. Как раз, пролетая мимо Улан-Удэ, получим свежую погоду и, если вдруг по мановению чьей-то волшебной палочки она улучшится, тогда мы снизимся и сядем там.
Но чуда, конечно же, не случилось. Поэтому мы летим дальше.... Успешная посадка. Оглядываюсь вокруг - в Чите я не был полтора года.
Все. Мы на стоянке. Высаживаем пассажиров, ждем новостей из Улан-Удэ. По моим прикидкам, нам предстоит два-три часа провести в этом ожидании.
Погода в Улан-Удэ улучшилась даже быстрее, чем мы предполагали. Но при этом парни успели даже подремать в креслах салона, чего у меня не получилось.
От Читы до Улан-Удэ всего 40 минут лету. Вот мы и на прямой. Заход проходит над военным аэродромом, затем практически над центром города.
Судя по радиосвязи, над аэродромом нарезает круги Ан-26, выполняя заходы с уходом, ну а так же подходит еще один самолет. Судя по всему - тихоходный, т.к. не смотря на наше еще большое удаление, мы оказались номером 1 на посадку.
А на земле в это время запускаются Уральцы.
Сочувствуем диспетчеру, которому, видимо, не каждый день приходится одновременно обслуживать четыре самолета.
Выискиваю центральную площадь...
...и нахожу ее.
А вот и тихоходный самолет, который шел вторым номером на посадку. Сессна Гранд Караван - их все больше и больше на региональных направлениях. Пассажиры вышли и получили багаж прямо под самолетом.
Аэрофлот тем временем начал предполетную подготовку. Уж не бурят ли в качестве второго пилота?
Ан-26 нарезает незнамо какой круг по счету.
Мы свою работу закончили, дождались экипаж, который вернет самолет в Москву. Пошутили, что они, наверное, выспались на всю оставшуюся жизнь, пока ждали нас. Пожелали счастливого пути и двинулись к выходу в аэровокзал.
Эти следы в бетоне я давно хотел запечатлеть. Неизвестная собака оставила свой след в истории аэропорта Улан-Удэ.
На привокзальной площади нас уже поджидает «шаттл», который доставляет нас в гостиницу «Бурятия», недалеко от центральной площади. 20 минут страха - и вы на месте. Почему страха? Да потому, что лихачество в Улан-Удэ неискоренимо. Пока ехали, нас через сплошную линию по двухполосной дороге обогнали несколько раз. Перед нами проезжали через пешеходные переходы, не обращая внимания на наличие людей на нем... Ну а уж на желтый проехать - это дело чести для местных водителей!
Тем не менее, мы на месте.
Заселяемся на пятом этаже гостиницы. Теперь «программа» такова - быстренько позавтракать, затем три часа поспать - и вперед, кушать буузы и гулять по городу. Разница с Москвой немалая, плюс 5 часов, поэтому желательно успеть по светлому времени.
Когда прилетаем по расписанию, я обычно до 16 по местному сплю. Ну а сегодня придется сон укоротить в связи с поздним прилетом, и пойти «на променад» в 17.30.
На завтрак прихожу первым, но в кафе «Экспресс» уже людно, и эти ребята не похожи на местных или командировочных. Активно обсуждают, видимо, не знакомое еще меню, упоминают «Аэрофлот». Дожидаюсь, пока они снизят нагрузку на барменшу, после чего представляюсь «Глобусом» и успеваю заказать «плов», пока меня не перехватил один из пилотов компании-конкурента. Выяснилось, что они тоже ушли на запасной, в Иркутск, тоже «повелись» на летный прогноз. А здесь в первый раз, чуть ли не открывали рейс для компании. Более того, им предстоит четыре дня тут провести, и, собственно, интересуются, чем можно заняться.
Советую им погулять «по району», съездить на Байкал и в Иволгинский дацан, стандартное, собственно, времяпрепровождение.
Короткий сон позади. Следующий пункт программы – «буза», из-за чего все и затевалось.
Ба! А Ан-26 все летает, как заведенный. Ничего там, у ребят голова не закружилась?
Зал для некурящих. Интерьер аутентичный.
Шоб я так жил! Цены за три года выросли примерно в полтора раза, но все равно достаточно демократичные с точки зрения "масковских" жителей.
А вот и они. Правда, подгоняемый желанием побыстрее отведать яства, я упустил еще более красивый кадр - на огромном подносе их принесли аж 27 штук зараз.
Набив пузо, отправляюсь по стандартному маршруту - внизу по проспекту, затем переход на «новый Арбат» (вторая цель в маршруте) и далее, вверх до центральной площади (третья цель).
И вот он, собственно, единственный в мире - Ленин-Бурят! (обязательно почитайте статью на википедии)
Скульптур резонно решил, что банальных памятников с протянутой рукой (очень часто указывающих на пивнушки) в стране очень много. А вот громадных бюстов - нет. Более того, несколькими штрихами автор изменил привычное всем лицо «дедушки Ленина», добавив «национальных признаков». Чего только характерный прищур глаз стоит!
Типичный Главный Бурят.
Что ж. Променад завершен, теперь надо выспаться. Вставать придется в 1.40 по Москве, затем легкий завтрак, а в 2.30 нас поджидает «шаттл», который отвезет нас в аэропорт.
В аэропорту очередная перестройка - теперь приходится подниматься на второй этаж, чтобы пройти досмотр и попасть в зону посадки. Так занятно - пассажиры стоят в очереди... на лестнице. Прямо как в старой Регистрационной палате г.Домодедово, лет 6 назад.
Выходим на перрон, спускаясь по лестнице. Теперь надо пройти медконтроль. И тут же нас находит представитель авиакомпании, вручая сводку погоды и расчет полета CFP. Определяемся с заправкой, после чего проходим врача.
- Как отдохнули?
- Замечательно. Давно так хорошо не отдыхал.
И это правда. Ну нравится мне Улан-Удэ, что тут поделать.
Поднимаемся на борт, здороваемся с экипажем. Как обычно, интересуемся погодой по маршруту, состоянием матчасти. Желаем сменщикам приятного отдыха.
Начинается очередная рутина.
Выход из района аэродрома происходит над горами, и далее самолет летит над Байкалом.
Байкал - это место, на котором, как мне кажется, надо побывать каждому жителю России. Да, я понимаю, что москвичам Турция и Тайланд гораздо ближе, но на самом деле, величие этого самого огромного на Земле озера, воды которого никак не может изгадить фабрика, расположенная на одном из берегов, впечатляет. Я был пару раз «проездом» в те годы, когда летал на Ту-154, и до сих пор впечатлен. Ну а сегодня на берегу озера раскинулись многочисленные «турбазы» с отличными условиями для отдыха, с возможностью интересных прогулок... И, конечно же, с бурятской кухней, а это действительно вкусно. Уж на что я не любитель рыбы, но байкальский омуль, неважно - холодного или горячего копчения, да с ледяной стопкой русской водки (простите, на отдыхе иногда грешен), да после бани - куда там Турции до этого.