Накануне в Минсельхозпроде РБ собрали пресс-конференцию, на которой обсудили «картофельный» вопрос. В последнее время вокруг картошки в Бурятии разгорелись настоящие страсти. Бурная дискуссия связана, в первую очередь, с завозом крупных партий из Монголии.
На днях директор ФГБУ «Россельхозцентр» по Бурятии Намжил Мардваев рассказал, что всего к концу мая в республику поступила 4251 тонна картофеля из соседней страны. Большая часть – 4107,3 тонны – осталась в Улан-Удэ. Ещё 84 уехало в Иркутск и 60 – в Свердловск.
- Статотчётность под сомнение не ставлю, но ясно, что республику так реально не накормим, – подчеркнул Мардваев. – И ещё повторюсь – происходящее воспринимаю почти как личную трагедию. Ибо возить-то от монголов нам не надо было. Так что можно просто сказать «Дожили».
До этого в министерстве сельского хозяйства сообщили, что Бурятия сегодня обеспечивает себя картофелем на 99,5% и это, мол «позволяет полностью покрывать внутренние потребности в нём без закупок в Монголии или других странах».
- Тем не менее, действуют рыночные механизмы – местные производители, выращивая картофель в республике, могут реализовать его и в других регионах, как и розничные сети в рамках свободной торговли – закупать продукцию в других странах и субъектах РФ, – отметили в ведомстве.
Там добавили: Бурятия как приграничный регион принимает на своей территории транзитные партии, следующие в другие российские регионы.
Тем не менее, в министерстве признают, что при высокой самообеспеченности картошки в регионе не хватает. Как отмечалось выше, в 2024-ом Бурятия обеспечила себя ею на 99,5%, что на 3,8 % меньше, чем в 2023-ем. Этому дали объяснение как раз на недавней встрече с журналистами.
Как выяснилось, неблагоприятные погодные условия отразились не только на снижении урожайности, но и сохранности и лежкости картофеля в последующем. Однако большую часть урожая аграрии сохранили. Генеральный директор одной из сельскохозяйственных организаций РБ Сергей Пашинский заявил: прошлый год
был достаточно неблагоприятным для выращивания картошки.
- Избыточные осадки привели к потерям части урожая. Картофелеводство – рискованный бизнес, сильно зависящий от капризов погоды. Мы стараемся минимизировать риски, работая с химизацией и закупая качественные семена. Однако после оптовой реализации нашего урожая торговые сети увеличивают розничные цены. При этом важно отметить, что среди трёх соседних регионов они у нас самые низкие, – пояснил Пашинский.
Значительная часть местной картошки реализуется через торговые сети, которые формируют конечную цену для потребителей. Производители заранее заключают договоры с ритейлерами, а излишки своей продукции направляют в другие регионы. Высокая же самообеспеченность достигается за счёт личных подсобных хозяйств.
В 2025 году при благоприятных условиях возможно увеличение производства на 3,5% за счёт расширения посевных площадей заинтересованных в культуре аграриев, а также с учётом опыта прошлых лет, добавили в Минсельхозе.