09 декабря

08 декабря

Популярное

Булагатские шаманы выступили против титула «Верховный шаман бурят»

Булагатские шаманы выступили против титула «Верховный шаман бурят»
Общество,  Фото:центр культуры коренных народов Прибайкалья
Они рассказали, как «духовное предпринимательство» угрожает бурятским традициям

В конце апреля в селе Тараса Боханского района Усть-Ордынского Бурятского округа состоялась встреча шаманов племени булагат из двух регионов: Бурятии и Иркутской области. Мероприятие было организовано главой Боханского района по инициативе духовного центра традиционного шаманизма «Буха-Ноён» (Республика Бурятия). Во встрече принял участие мэр Осинского района.

Как сообщает пресс-служба центра культуры коренных народов Прибайкалья, Иркутскую делегацию возглавил председатель совета шаманских общин Иркутской области. Вместе с ним прибыли председатели МРОШ Эхирит-Булагатского района «Сахилган», председатель МРОШ Осинского района «Бургэд», шаман Боханского района, а также секретари и удаган (шаманки) местных общин. Бурятию представляла делегация во главе с руководителем шаманского центра «Дархан». Основной темой обсуждения стало современное состояние традиционного шаманизма у булагат и актуальные вызовы.

По словам участников встречи, в настоящее время традиции подвергаются испытанию временем. Исторически булагаты строго соблюдали обычай: раз в год посещать малую родину для поклонения предкам по отцовской линии и раз в 3–5 лет — по другим линиям. Но сегодня многие пренебрегают этим. Некоторые по несколько лет не возвращаются в родные улусы, а иные за всю жизнь так и не ступают на землю предков.

— Это не вопрос расстояний, — отмечают бөө. — Большинство переселенцев из Иркутской области осели не в островах посреди Тихого океана, а в соседней Бурятии. Но даже переезд за границу не отменяет сакральных законов, за исключением каких-то крайних ситуаций.

— Мы не против, если человек из Иркутской области обращается к шаману в Улан-Удэ за советом или для поклонения местным эжинам (духам-хранителям территорий), — подчеркивает Константин Михеев, глава МРОШ «Сахилган». — Но родовые ритуалы должны проходить только на родине, с участием старейшин своего улуса. Духи предков и эжины — не абстракция. Они охраняют ваш род, а делать подношения чужим духам-покровителям — всё равно что поливать корни соседского дерева, надеясь, что вырастет и зацветет ваше. Цифры говорят сами за себя: 80% проблем у тех, кто нарушает территориальные правила, связаны с духовными кризисами, болезнями и неудачами. Особенно опасны «чужие» посвящения в шаманы — такой обряд, проведённый не на родовой земле, считается не только недействительным, но и даже опасным для всего рода.

Одной из ключевых тем встречи стал неошаманизм. Участники подчеркнули, что если классические религии порой порождают секты, трансформирующиеся в самостоятельные течения, то для бурятского шаманизма «Бөө Мүргэл» такие ответвления несут серьёзную угрозу.

Шаманы выделяют два типа групп, искажающих традицию. Это деструктивные секты, где смешивают обрывки шаманских практик с эзотерикой, выдавая это за «древнюю мудрость»; создают псевдоритуалы для коммерческой выгоды; используют психотехники, манипулирующие сознанием. А также городские неошаманские течения, которые формируют интернациональные сообщества, где пренебрегают культом предков «Бөө Мүргэл», смешивают традиции восточно- и западнобурятского шаманизма, игнорируют территориальную привязку, проводя родовые обряды в чужих местах.

- Они продают билеты на «путешествия в мир духов», выставляя счета в десятки тысяч рублей, — пояснил один из участников встречи. Однако в «Бөө Мүргэл» обряды никогда не становятся товаром. Традиционные шаманы могут попросить символическую плату — но их цель не обогащение, а укрепление связи с предками, от которой зависит благополучие рода.

Собравшиеся подчеркнули, что главная проблема на сегодня заключается в отсутствии чёткого правового и концептуального разграничения между традиционным шаманизмом и неошаманскими практиками.

- В условиях, когда подобные течения активно маскируются под аутентичные традиции, возникает острая необходимость в методологическом фундаменте, который позволит чётко дифференцировать канонические практики «Бөө Мүргэл» от коммерческих суррогатов, а также разработать юридически значимые критерии экспертизы, включая наличие подтверждённой связи с конкретным родом, соблюдение сакральной географии и использование аутентичных ритуальных практик. Помимо этого, важно осуществлять просветительские инициативы в среде верующих, кураторство над молодыми шаманами. Такой комплексный подход позволит не только защитить традиционный шаманизм от профанации, но и сформировать в обществе иммунитет против духовного мошенничества, - отмечает пресс-служба центра культуры коренных народов Прибайкалья.

Также участники встречи единогласно отвергли идею введения как регионального титула «верховного шамана бурят», так и общероссийского аналога. Они подчеркнули, что сама суть традиционного шаманизма — в его многообразии и привязке к конкретной земле.

- В каждом улусе, у каждого рода — свои духи-защитники, свои обряды и свои божества. Даже общие для всех бурят небесные Тэнгри требуют разных путей почитания в зависимости от родовых традиций. В западной традиции: почитание всех духов предков, в восточной: обращение через одного избранного онгона к высшим божествам, — заявили шаманы.

Централизованная иерархия, по их мнению, не только противоречит истории, так как у шаманистов никогда не было единого духовного лидера, но и открывает двери для внешнего вмешательства.

-Титул Верховного шамана России подразумевает власть над разными народами. Но наш шаманизм — это диалог с духами своей земли, а не инструмент политического влияния. Мы не можем позволить, чтобы традицию превратили в механизм контроля, — резюмировали участники.


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Глава Бурятии предложил направлять средства от штрафов за нарушение ПДД на транспорт
Общество, 09.12.2025
Предложение прозвучало на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам
Адвокат чудом выжившего в Охотском море улан-удэнца просит судить его в Бурятии
Общество, 09.12.2025
Вопрос смены подсудности дела рассмотрит Верховный суд России
В Улан-Удэ продолжается отлов бродячих собак
Общество, 09.12.2025
На этот раз их ловили в микрорайоне Южный
В Бурятии осуждённый открыл своё дело
Общество, 09.12.2025
Мужчина получил финансовую поддержку — единовременную субсидию на развитие собственного дела
В Бурятии консультируют по вопросам выбора новогодних подарков
Общество, 09.12.2025
Роспотребнадзор организовал горячую линию
Жительницу Улан-Удэ по-крупному штрафанули за пьяные покатушки
Общество, 09.12.2025
Ей придётся раскошелиться на 200 тысяч рублей
В Бурятии оператора связи оштрафовали на 600 тысяч рублей
Общество, 09.12.2025
Оператор допустил пропуск в свою сеть трафика из иностранного государства с номером российской системы нумерации
В Бурятии состоялся первый турнир по кёрлингу
Общество, 09.12.2025
Его посвятили семилетию ледовой арены «IceМЕТР»
В Улан-Удэ благодаря прокуратуре обеспечили подвоз детей к школе
Общество, 09.12.2025
Раньше школьный автобус не забирал детей с Ландышевой улицы
Центральный стадион в Улан-Удэ больше не будут превращать в каток
Общество, 09.12.2025
Для катаний отведут только хоккейную коробку
Улан-удэнцы оценили новогодние ёлки в центре города
Общество, 09.12.2025

Оказывается, их ставят рано из-за холодов

В Улан-Удэ кое-где не будет света
Общество, 09.12.2025
Это коснётся нескольких организаций
^