28 декабря

27 декабря

26 декабря

Популярное

Три тысячи бурятских шаманов объединяются

Общество, 
В окрестностях Иркутска уже больше трех тысяч шаманов. И они объединяются

Шаманы нескольких районов Иркутской области решили создать общую организацию. «МК-Иркутск» выяснили, как сегодня живут шаманы и зачем им нужно объединяться

Для этого выехали в поселок Ясачная, что под Ангарском, где располагается так называемое шаманское поле – база – ангарской шаманской религиозной организации «Вечно синее небо». С Артуром Цыбиковым, председателем организации (да-да, и у шаманов есть председатели), удалось поговорить перед проведением родовых обрядов. В тот день их одновременно совершали несколько семей.

Идут приготовления: угощение духам, ленточки. Одного за другим в зал заносят живых баранов. Рядом с нами разговаривают еще несколько шаманов, один из них приехал из Якутии – по обмену опытом.

– Сила России в единстве ее народов, – неожиданно начинает Артур Цыбиков, председатель шаманской организации «Вечно синее небо». – Только все вместе мы – сила! А шаманы помогают нам объединиться еще и с нашими умершими предками. Для каждого человека самые важные боги – это его родители и близкие родственники. Шаман помогает их услышать и передать просьбы. Именно шаманизм был первой религией в Байкальском регионе. А когда в шестнадцатом веке казаки пришли в Сибирь, первая волна шаманов ушла в Монголию. Вторая волна была вынуждена уйти во время Гражданской войны. А потом и в самой Монголии Сухэ-Батор стал притеснять шаманов…

– Шаманов запрещали, откуда же их теперь появилось так много? Сложно, наверное, возрождать утерянные традиции?

– В наше время шаманы стали появляться вновь – часто по зову крови. Хотя многие традиции, конечно, оказались утраченными. Вдобавок обряды проводятся по-разному. Например, буряты из Забайкалья не всегда могли принять участие в ритуалах в других районах, той же Усть-Орде: их не воспринимали как посвященных. Сегодня все перемешалось в один «бульон»: и шаманские традиции, и отношения поколений. Многие традиции уходят навсегда со стариками. И сегодня мы должны восстановить ритуалы наших предков. Сделать это можно лишь всем вместе. У меня такие данные: в России из 600 тысяч бурят сегодня живут лишь 300 тысяч. Однако к шаманам сегодня обращаются не только буряты, но и представители самых разных национальностей.

– И вы, как Чингисхан, хотите объединения?

– Ключевое слово в ответе на этот вопрос – толерантность. Нужно очень терпимо относиться к особенностям каждой местности и вековым традициям. Монгольский мир такой же разнообразный, как и славянский. Например, у «лесных бурят» на севере Иркутской области очень много эвенкийских традиций. Нас, бурят, часто называют северными монголами, но наши ритуалы и ритуалы коренных монголов отличаются. К тому же среди бурят много буддистов – и у них разные течения. В том же Аршане можно побывать в двух дацанах, которые относятся к разным буддийским ветвям. В общем, все очень разнообразно.

– Как подразделяются шаманы — скажем, есть ли у вас специализации?

– До 2000 года у нас считалось, что небесные врата закрыты, поэтому все шаманы назывались «земными». Они поклонялись богам земли – а это важнейший источник энергии. Свой дух есть у каждой местности, и духам принято делать подношения. Вы наверняка видели деревья, украшенные ленточками в знак благодарности. Отсюда пошла и традиция «бурханить» – отдавать дань уважения местным духам. Но в новом веке небесные врата были открыты – мы это знаем точно! Появились небесные шаманы – как мы, – которые работают с энергиями космоса. А у каждого человека совсем неспроста активно развилось шестое чувство (многие называют его интуицией) – оно помогает и видеть, и предвидеть.

– Сколько шаманов будет в вашей объединенной организации?

– Не меньше трех тысяч: шаманов и дарханов. Последних еще называют кузнецами – они проводят обряды для своего домашнего очага. Шаманы же могут лечить других людей.

– Рекламируют ли себя шаманы? Считается ли шаманство бизнесом?

– У нас нет никакой рекламы, и мы в целом негативно относимся к колдунам и знахарям, которые сегодня активно рекламируют себя в Интернете. К сожалению, среди них много откровенных мошенников. Мы же работаем по принципу «сарафанного радио»: о нас идет молва от человека к человеку.

В новую организацию вступают четыре уже существующие шаманские организации: из Усть-Орды, Осинского района, Ангарска и Иркутска. Путем ручного голосования в начале апреля шаманы изберут своего руководителя – то есть председателя объединенной организации.

– А какие отличия у этих организаций? Например, каковы особенности вашего подхода к обрядам?

– Я считаю, что бурятский шаман может использовать в своих обрядах бубен, – говорит Артур Цыбиков. – Сегодня с этим согласны далеко не все местные шаманы. Они говорят: «Мы не помним, чтобы наши отцы использовали бубен». В советское время эта традиция была утрачена. Потерялись и техника, и секреты игры. Но мы установили, что первые наши шаманы все-таки использовали бубен. Кроме того, наши коллеги в Хакасии и на Чукотке эффективно камлают именно с этим инструментом. Вызывать духов наших предков лучше получается под правильный ритм. Мои ученики уже могут давать мастер-классы по игре на этом инструменте.

В начале апреля в Иркутске пройдет выборное собрание, посвященное объединению четырех шаманских организаций в Центральную религиозную организацию шаманов Прибайкалья «Буха Ноён». Объединятся Ангарская религиозная организация шаманов «Вечно синее небо», иркутская организация «Байкал», «Сахилгаан» («Молния») — шаманы из Усть-Орды, а также организация «Бургэд» («Орел»), куда входят шаманы из Осинского и Боханского районов. 

– Трудно ли быть шаманом в XXI веке – при таком многообразии верований, религий? Какие отношения у шаманов и Русской православной церкви?

– Я отношу себя к русской цивилизации. Даже если говорить только о языке: бурятскую фразу я вначале перевожу на русский, а потом наоборот. И я понимаю позицию Русской православной церкви – быть религией, которая может собрать всю страну. Это объединяющее ядро. Не зря ведь князь Владимир выбрал именно православие, а не ислам или католичество. Но в то же время нельзя забывать о своих корнях. Сила нашей страны в многообразии. Как в лесу – ведь не может там расти только береза, должен быть и кедр, и шишки на нем. И белочка.

– Вас не называют сектой?

– Пусть называют как хотят – мы не обижаемся. Шаманы реально помогают людям самых разных национальностей решать их проблемы. Но мы должны всегда помнить о чувстве меры. Шаманизм – как золотая середина между религией и практикой. Поверьте, в жизни очень много настоящего волшебства! Важно лишь установить родовую связь между человеком и его богами. И первые боги человека – это его предки на небесах. Шаманы умеют помочь человеку услышать их.

– Не обвиняют вас в язычестве?

– А это хорошее слово – язычник. Оно идет от слова «язык». А в нем – и звук, и голос, и молитва. Это способность говорить и быть услышанным. К тому же языческие обряды до сих пор совершаются в России всей страной: и колядки, и Масленица. Понимаете, у пирамиды четыре стороны, но одна вершина. Можно идти разными дорогами, но небо одно на всех. Все зависит от самих людей. В их руках – любое желание. Главное – идти законным путем.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Улан-удэнцы лихо обсудили «подарок» известного цвета в подъезде
Общество, 28.12.2025
Пост затронул и вопросы культуры жития в больших домах

В районе Бурятии сделали ремонт дороги
Общество, 28.12.2025

О плохой дороге в прокуратуру сообщил местный житель

В Бурятии местами метели
Общество, 28.12.2025
Ветер усилится до 20 м/с
В Чите открыли главный ледовый городок
Общество, 27.12.2025
Темой оформления стали сказки 
Полиция Бурятии напомнила об ответственности за продажу «палёного» алкоголя
Общество, 27.12.2025
Кроме того, употребление сомнительного спиртного опасно для здоровья
Два госдумовца от Бурятии стали чуть полезнее
Общество, 27.12.2025
Однако они не попали даже в первую сотню итогового рейтинга парламентариев
^