За 7 лет вдвое больше россиян стали проводить свободное время на природе или за домашним хобби, и сократилась численность предпочитающих этим занятиям телевизор, показал опрос ВЦИОМ.
Социологи отмечают, что с годами предпочтения россиян в вопросах досуга претерпели значительные изменения. Участников опроса попросили назвать те дела, которыми они обычно занимаются в свободное время, выбрав из предложенного перечня не более пяти вариантов.
Домашнее и дачное хозяйство, семья и дети, и раньше занимавшие свободное время многих россиян (47% в 2010 году), сегодня, как следует из результатов исследования, стали ещё более актуальными (60% в 2017 году).
Кроме того вдвое выросло число любителей отдыха на природе: с 17% в 2010 году до 34% в 2017 году, домашних хобби (рукоделие, фотография и другие) - с 11% до 26% соответственно.
Чуть менее трети россиян (30%) сегодня уделяют свободное время встречам с друзьями. Выросла популярность интернет-серфинга: каждый пятый россиянин (21%) сегодня предпочитает провести свободные минуты досуга за компьютером (против 5% в 2005 году). Чтение книг по-прежнему занимает свободное время около четверти граждан (23%).
В то же время телевидение и радио сдают позиции: если ещё семь лет назад им посвящали часть досуга 63% граждан, то сегодня - 29% (56% в группе людей пенсионного возраста против 8% среди опрошенных от 18 до 24 лет).
О том, что любят на досуге почитать газеты и журналы, сегодня говорят только 9% опрошенных (против 25% в 2010 году), столько же предпочитают послушать музыку (против 22% семь лет назад). В качества способа приятного времяпрепровождения кинотеатры сейчас выбирают 13% респондентов, спортклубы и секции - 12%, театры - 8%, концерты - 6%. Кроме того, 8% опрошенных сообщили, что уделяют свободное время дополнительному образованию, повышению квалификации.
- Повысилась популярность прогулок на природе, спорта. Это отчасти может быть связано с условной бесплатностью данных видов отдыха, отчасти – с ростом в последние 5 лет интереса россиян к спорту и здоровому образу жизни. Места высокого искусства (театры, филармонии, музеи) по-прежнему остаются излюбленными лишь для небольшой группы россиян. Занимать досуг телесмотрением и радиослушанием стали заметно реже. С одной стороны, это может быть связано с ростом распространённости интернета и снижением популярности традиционных СМИ, с другой, - с использованием телевизора, радио как попутной практики: многие россияне включают телевизор в качестве фона для какой-то своей деятельности. Например, для тех же домашних хлопот по хозяйству, - пояснил аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев.
Опрос был проведен среди 1,2 тысячи респондентов старше 18 лет.