Этнограф и путешественница из Чехии Павлина Брзакова впервые побывала в Бурятии в 1991 году, будучи ещё студенткой. Она написала не одну книгу о своих путешествиях в Сибирь. Сказания и предания ненцев, заметки о жизни среди эвенков, попытки разобраться в учениях тувинских шаманов... Роман Павлины под названием «Дедушка Огэ» долгое время был в списке бестселлеров в Чехии, пишет «Российская газета».
- Когда я приехала, был декабрь, стояли пятидесятиградусные морозы. Из Иркутска направилась в деревню Нилова Пустынь, оттуда на попутном транспорте - в основном на тракторах - поехала в глубь Бурятии. В посёлке Тагархай встретила 90-летнего дедушку, которого все звали шаман Кондрашка. Шаман? Меня это сильно заинтересовало. Но дедушка ни в какую не хотел встречаться с чужестранкой. Тогда я пошла на хитрость, решила воспользоваться своей простудой. И как больную он меня принял, совершил ритуальный обряд лечения, – вспоминает девушка.
Ритуал состоял в прошении здоровья у духов Восточных Саян. Для научных целей молодая учёная хотела сделать записать ритуала на диктофон, однако у неё это не вышло.
- Интересно вот что: я спрятала под одеждой включенный диктофон, но запись не получилась. Какое-то невнятное гудение, и все. Это, кстати, повторялось и впоследствии, когда я пыталась записать шаманские ритуалы - словно некая потусторонняя сила блокировала запись, – рассказывает Павлина.
По словам девушки, лечение ей всё же помогло, но однако вызвало большой интерес к шаманизму. Она продолжила изучать новое увлечение, уехав в Эвенкийский автономный округ. Там она побывала семь раз. Каждая поездка длилась около 4-5 месяцев.
- Однажды во время гона все мужчины из стойбища ушли далеко в тайгу, чтобы строить загородки для оленей, я осталась в чуме с одной старухой. Она говорит: «Беда. Пропала олениха. Если она где-то поблизости погибла, то может медведь на запах прийти». А медведь у эвенков почитается, они называют его уважительно Михаил Иванович или амикан, то есть батюшка. Бабушка говорит: надо посоветоваться с нашими духами. Стала сало бросать в костер, что-то шептать, напевать. Ночью я проснулась, бабушка вроде бы спит, но свою песню продолжает тихонько петь. Под утро мне приснился сон: течет ручей, за ним восходит солнце, а на склоне лежит та белая самка, что пропала. Я проснулась и в шутливом тоне свой сон поведала. Но бабушка даже не улыбнулась. Говорит: здесь только один ручей, и это духи тебе подсказали, где искать. Мы взяли собак и пошли на восток, откуда встает солнце. И ведь действительно нашли олениху. Захоронили её, и больше батюшка нас не беспокоил, – делится впечатлениями этнограф.
Путешественница рассказала, что основными трудностями европейской туристки в тайге были связаны с людьми, не с дикими животными.
- Как-то в посёлке Тура в дом, где я остановилась, стали рваться пьяные мужики с топором. Я спаслась бегством через чердак и крышу соседнего строения, хотя стоял декабрь и бегать по заснеженным крышам было не очень комфортно. И все остальные приключения примерно похожи: и стреляли рядом по пьяному делу, и дрались в кровь.
Но, по её словам, есть и такие «шаманы», что просто делают шоу для туристов.
- В городах для туристов чаще всего да - это зрелище, способ заработать на легковерных людях. Любой может вызубрить заклинания, научиться впадать в транс, но окружающим от этого ни жарко ни холодно. Хотя справедливости ради надо сказать, что иногда встречаются такие шаманы, неофициальные, которые обладают неким знанием или умением, способным воздействовать на человека. Есть даже клиники, где кассирша вам скажет, сколько стоит ритуал, выпишет счёт, даст чек.
Также девушка приглашала тувинских шаманов погостить в Чехии. По её признанию, двое из них приезжали, провели три месяца, жили у неё дома. Одна из шаманок уехала домой, когда «духи покинули её».
- Возможно, вы удивитесь, но и здесь, в Чехии, есть шаманы и шаманские центры. Привезли это поветрие и из Америки, от индейцев, и из России. Наша христианская традиция относится к этому толерантно, – признаётся Павлина.
В своих словах о Сибири девушка рассказывает, что дух природы отличается от лесов Европы.
- Я очень люблю дикую нетронутую природу. Здесь, в Европе, такой нет. Дух вашей природы совсем другой - свободный, независимый, гордый. Там все имеет свое место, свой высокий смысл, и деревья, и травы, и животные. И люди - тоже, – заключает путешественница.