Премьера этой необычной постановки состоится 9 сентября. Что она значит для бурятской сцены, что за команда ее воплощает, и почему именно Достоевский? На эти и многие другие вопросы ответила Эржэна Жамбалова, художественный руководитель Бурятского театра драмы. Интервью опубликовано на сайте минкультуры Бурятии.
- Эржэна Зугдаровна, мы уже знаем, что спектакль «Наадан» по роману «Игрок» Достоевского на сцене Буряад театра – это ваша идея. Опять же, и режиссёра для этой постановки выбирали вы. Прямо скажем, неожиданно, необычно и очень любопытно…
- Последние годы, особенно последние два театральных сезона я много усилий прилагаю для того, чтобы знать как можно больше молодых и действительно современных специалистов, которые работают в театральном пространстве России. Мы должны жить в ногу со временем, нам нужны новые режиссерские взгляды. Так на горизонте появился Володя Бочаров, а затем и Маша Сиукаева. Это не просто замечательные специалисты, это ребята с хорошей школой. Они молоды, полны сил и желания творить, в их багаже уже немало серьезных работ. Так же на подходе у нас Дмитрий Егоров, тоже молодой, но уже известный режиссер, с хорошим послужным списком. В этом же смысле мы стараемся работать и с признанными мастерами. В рамках фестиваля «Алтан Сэргэ» на нашей сцене будет работать Геннадий Тростянецкий, признанный театральный режиссер из Санкт-Петербурга.
- Просто, не обычным кажется то, что ваш выбор пал на Достоевского?!
- Тут в первую очередь мы ориентировались на Дариму Базаржаповну Сангажапову. Точнее, на её опыт, на её актерскую амплитуду если хотите. Вот уже четвёртый сезон, как эта замечательная актриса вернулась в театр, нынешний год для нее юбилейный. И здесь нужен был действительно серьезный и необычный материал. Мы перебрали много пьес, но в итоге остановились на «Игроке» Достоевского. Володя Бочаров вновь перечитал этот роман, сказал, если у вас действительно есть такая «бабуля», это круто! Я ответила тогда: «Да, это та самая бабуля...»
Нужно сказать, что у Володи интересная трактовка этой истории. Это, несомненно, новый взгляд на Достоевского, в духе современной режиссуры…
- И в чём она заключается, эта трактовка?
- А вот этого сказать не могу. Приходите на спектакль!
- Работа над спектаклем близится к завершению. Лично вам приходилось вмешиваться в процесс?
- В этом просто нет необходимости. Вообще у любого худрука своя тактика художественного руководства. Лично я считаю, что актёры должны пополнять свой багаж работой с разными и разносторонними режиссёрами. И то, что им сейчас предлагает Володя Бочаров – это действительно интересно, и ново для них.
- Расскажите о команде спектакля?
- Как я уже говорила, это, безусловно, талантливые люди. Есть такой принцип, талантливый человек тянет за собой других талантливых людей. От Владимира мы узнали, что есть такая замечательная девушка – хореограф Мария Сиукаева, из Северной Осетии.
Володя режиссёр музыкального театра, обладает хорошим вкусом. Уже на начальном этапе работы над спектаклем была ярко выражена звуковая полифония спектакля, полифония персонажей. Весь звуковой фон спектакля очень музыкален. И даже то, что Володя разделяет части спектакля по музыкальным и ритмическим эпизодам, говорит о хорошей школе, понимании процесса. К тому же, в работе он выступил как художник-сценограф, и автор костюмов.
Что касается Марии, то она, на мой взгляд, из плеяды хореографов нового поколения, представитель модерна. Она хоть и молода, но уже очень тонко чувствует пластическую природу человека, и может показать, как выразить ее в движении. Модерн для наших актеров безусловно интересен.
- Разные спектакли были в истории Буряад театра. Но всего раз на бурятской сцене ставили Достоевского, в далеких 70-х годах. Очень непростая, говорят, была работа…
- Вот в том то и дело! В чём прелесть и масштабность Достоевского? Он требует особого подхода, огромного личностного и актерского потенциала. А как этот потенциал определить? Только серьёзной работой!
Да, бурятские актеры обладают особой энергетикой, они пластичны, гибки, музыкальны, замечательно поют, очень хороши в комедиях. Но вот другое - глубина, масштаб! Достоевский же даёт возможность проявить эти качества.
В спектакле «Наадан» будет задействовано максимальное количество актеров, что тоже очень важно. Для кого-то, как, например, для Даримы Сангажаповой, это возможность выразить свой богатейший опыт. Для актеров помоложе - шанс раскрыть свой потенциал.
Я считаю, что на самом деле нет городских, региональных, а уж тем более периферийных театров. Театр либо есть, либо его нет. А доказывать это нужно работой, и непрерывным ростом. Пройдём этот этап, осилим столь масштабную работу, значит, в очередной раз поймём, что мы настоящий театр!