В марте прошлого года только что обустроенную квартиру молодого человека на проспекте Строителей ограбили.
- Вынесли все: начиная от нижнего белья и зубной щётки, заканчивая бытовой техникой. Забрали неизвестно зачем и личные фотографии, записные книжки. Только пять рублей оставили на столе. Такое ощущение, будто меня стёрли с лица земли, - рассказывает Алексей Петров.
Позже Алексею сообщили, что одна из его вещей, профессиональный фотоаппарат, нашлась в ломбарде. Но радоваться было рано. Пока готовили документы к изъятию вещдока, фотоаппарат продали. Огорчённый фотограф сейчас винит во всём своего следователя, считая, что дорогое оборудование потеряно из-за его бездействия.
- 16 апреля мне позвонил оперуполномоченный и сказал, что на допросе у задержанного нашли квитанцию о том, что фотоаппарат сдан в ломбард. У меня был гарантийный талон. И мы с ним пришли и опознали. На вопрос: «Почему вы не забираете?», мне сказали, что изъять могут только следователи. А 18-го апреля он уже был продан. Узнал я об этом от самого следователя только в мае, - рассказывает Алексей.
Молодой человек возмущён тем, что за почти полтора месяца следователь не могла изъять вещдок. Юрист также задается вопросом, что могло этому помешать?
- Изъятие вещей из ломбарда производится по специальной процедуре: следователь направляет ходатайство в суд. Суд в течение 24 часов рассматривает заявление следователя. В экстренных случаях следователь может изъять вещь без санкции суда, уведомив его по факту. Более того, следователь сообщила ему, что в ломбарде лежит бумага о наложении ареста на вещь и ломбард её не продаст. На вопросы фотографа о том, когда ему вернут оборудование, следователь отвечала, что процедура идёт, суд рассматривает её заявление. В итоге следователь получила санкцию суда только 21 мая 2015 года. Пошла изымать фотоаппарат, а его там не оказалось. Ломбард представил документы, по которым фотоаппарат продан 18 апреля, - комментирует юрист Борис Колосов.
Мы обратились в пресс-службу МВД за комментарием, где пояснили, что Алексей во всём сам виноват. Так как вовремя не принёс документы на фотоаппарат.
- Он их принёс 12 мая. А без этих документов, следователь не мог пойти в суд.
Прокуратура также рассмотрела ситуацию, и изначально согласилась с фотографом, и признала вину следователя. Однако после проведённой в МВД служебной проверки решение поменялось.
- В ходе нашей проверки доводы о бездействии следователя нашли подтверждение. Но после проведенной в Управлении МВД служебной проверки было установлено, что следователь только 14 мая обратился в суд с ходатайством о производстве выемки вещей, а причиной столь долгого рассмотрения ходатайства послужило то, что сам заявитель необходимые документы представил только 12 мая, - комментирует Александр Малов, прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ.
Алексей же утверждает, что никто его не предупреждал о том, что нужно принести документы.
- Когда фотоаппарат нашли, я сразу уточнил: «Что-то от меня нужно?» Мне сказали: «Сидите. Мы вас вызовем на допрос». Спрашиваю, может, гарантийка нужна? Следователь сказал – принесёте на допрос. Я предложил скинуть по электронке. Но мне сказали, что у них нет электронного ящика. «Мне подвезти?» Нет, я сегодня дежурю. Сама ситуация не предполагала, что срочно нужен гарантийный талон. Я получается, сам его навязывал.
Несмотря на поражение, Алексей со своим юристом не сдаются и продолжают борьбу.
P.S. Во время подготовки материала стало известно, что следователь подала встречный иск на Алексея о взыскании судебных расходов. И суд определил взыскать с фотографа 8 тысяч рублей в пользу следователя.
Эльвира Хазагаева, для «Байкал-Daily»
Имя изменено