– Жестокое отношение к детям превратилось в нашей стране, наверно в привычное явление. Шлепки за непослушание, скандал за двойку в дневнике, затрещины для профилактики поведения, уже в порядке вещей и наказанием это, по мнению большинства родителей не является. А на ваш профессиональный взгляд – все это является жестоким обращением с детьми или это предпосылки к дальнейшему унижению и рукоприкладству?
– Если рассматривать это со стороны ребёнка, то он понимает, что самые близкие люди, которых он любит, бьют, унижают и не доверяют ему. Он чувствует в этот момент обиду, злость, ненависть. Когда он вырастет, это приведет к тому, что он будет воспроизводить те же образцы поведения, что и родители. Он может даже начать бить своих родителей. Поэтому, такие, как нам кажутся незначительные выпады в сторону ребенка, уже будут считаться жестоким обращением, но вообще у нас это в обществе стало практически нормой.
– Как вы считаете, в чем причины проявления жестокости к детям? В основном, что становится поводом для наказания детей?
– В нашей стране и в республике это все передается из поколения в поколение. Человек считает своей собственностью не только ребенка, но и мужа, жену, все свое окружение, какие-то вещи. Ведь людям свойственно все присваивать. И самый легкий способ, когда что-то выходит из-под контроля это применить насилие, вновь вернуть в подчинение ребенка.
Чаще всего мамы наказывают маленьких детей. Это может быть связано с плохими отношениями с мужем, и таким способом она срывает свою злость на ребенке. Часто злобу проявляют и молодые неопытные родители, которые не знают, как подступиться к ребенку. Они чувствуют в этот момент бессилие, злость и не видят другого выхода из ситуации. А вот мужчины уже больше наказывают подростков, когда те, начинают бунтовать против какой-то несправедливости. Однако такое поведение еще больше отвратит ребенка, и он вообще перестанет доверять взрослым.
– Согласно наблюдениям, какие категории граждан наиболее склонны к проявлению насилия над детьми? И какие факторы влияют на выбор агрессивной модели поведения?
– Опыт работы показал, что это может произойти в любой семье. Это не зависит ни от социального положения, ни от образования.
Если говорить о влияющих факторах, то здесь их несколько. Это молодой возраст родителей, отсутствие помощи, сложные отношения с родственниками, скученность в семье, когда у каждого очень мало пространства. Но основным фактором все-таки является, то, как тебя воспитывали в детстве. То, что ты усвоил, будучи ребенком, это и будет твоим образцом отношений.
– Вы работали по программе «Фонда защиты детей от жестокого обращения». Расскажите об этом проекте?
– Этот фонд создавался еще в 2009 году по президентской программе во всех регионах страны. Разрабатывалась четкая схема, по которой работали с семьей. Составляли план реабилитационных мероприятий, семья подписывала этот план и дальше уже в зависимости от сложности велась работа от нескольких месяцев до нескольких лет.
При создании фонда в Бурятии психологи вместе с кураторами работали тесно с трудными семьями, которые состояли на учете и разрабатывали индивидуальный план мероприятий для них. Мы помогали родителям понять принципы воспитания детей, и организовывали совместный семейный досуг. В основном это были неблагополучные семьи и семьи, где родители злоупотребляли алкоголем. Мы их вывозили на экскурсии, на природу, организовывали совместные игры и тренинги. При этом некоторые дети вообще впервые видели, что мама с ребенком находится в выходной день и проводит с ним время. Для них это было непривычно, что мама с ними проведет весь день и посвятит им себя. Роль фонда заключалась и в помощи и поддержке родителей. Наши специалисты не осуждали их поведение, а вели с ними беседы, поддерживали их, помогая заново поверить в себя.
– В менталитете русского человека есть такая черта, которую очень хорошо характеризует пословица «сор из избы не выносят». Чувствуется ли эта черта в вашей работе?
– Первое вхождение психологов в семью это уже само по себе является проблемой, первая реакция, проявляемая семьей, это реакция отстранения. У семей идет первоначально недоверие, потому что они привыкли к нападкам со стороны общественности и ждут очередного осуждения и со стороны психологов. Однако, у нас другая тактика, мы пытаемся дать возможность родителям разобраться в себе, понять главную проблему и найти пути ее решения.
– Расскажите о реальных случаях жестокого обращения с детьми.
– У нас в основном распространено эмоциональное насилие, и некоторые родители даже не понимают что это насилие. Мамы часто маленьких детей они трясут, пытаясь их успокоить, но это может привести к тому, что ребёнок может получить травму. Также на подростков идёт реакция давления со стороны взрослых и это приводит к уходу из дома, нежеланию учиться в школе.
Был случай в одной обеспеченной семье, когда девочку избивали и душили. Когда все выяснилось, ее прямиком из школы увезли в реабилитационный центр. Шло долгое разбирательство, потому что мать не осознавала, что над ребенком совершается насилие. В итоге к этому делу подключились уже органы опеки и хотели изъять ребенка из семьи навсегда. Но после длительной работы с матерью и ее уже адекватного поведения, этой семье вернули ребенка.
Также можем привести в пример случай сексуального насилия. Когда 14-летний подросток был вынужден спать на одной кровати с отцом, при этом папой он его не считал и называл по имени. У нас это вызвало серьезные подозрения, когда мы начали с ними работать. Опросив всех членов семьи, мы выяснили, что у супругов уже три года не было сексуальных отношений, и все это время сын спал вместе с отцом. В свою очередь, работая с мальчиком, мы узнали, что отец заставлял его гладить ему спину, делать массаж. На тот момент нам не удалось прямо доказать случай сексуального насилия, медицинское освидетельствование запретили родители, отец не пускал нас в квартиру и писал заявления в прокуратуру. Когда ребенок нам признался, что насилие было, мы объяснили ему, что он не обязан спать с отцом и выполнять его прихоти. Вскоре мальчик записался в спортивную секцию, стал более уверенным и научился говорить «нет» отцу и насилие прекратилось.
Поэтому, в такой ситуации, когда насилие происходит, очень важно помочь ребёнку отрегулировать чувства, сделать так, чтобы насильник не имел к нему доступа. И чтобы кто-то из родственников в случае подавления ребёнка мог защитить его, а также научить защищать свои права и чтобы ребёнок знал, куда можно обратиться в таком случае.
– Как можно распознать по поведению ребенка, что с ним жестоко обращаются дома? Если следы возможных побоев в глаза не бросаются, но родители зарекомендовали себя как безответственные люди.
– Это можно узнать по внешнему виду. Если у ребёнка резко изменилось поведение с весёлого нрава на грусть и замкнутость. Если ребёнок агрессивный, то это сразу сигнал к тому, что либо к ребёнку применяется насилие, либо он является свидетелем насилия, он воспроизводит поведение родителей на других людях. Или другие какие-то внешние поведенческие факторы. Если ребёнок спит на уроках, то возможно вечером или ночью был скандал между родителями и ребёнок не спал всю ночь. Также физические следы побоев и синяки на таких местах, где не стукнешься.
Недавно я работала в школе и там была первоклассница с признаками насилия. У неё был синяк под глазом, а она говорила, что упала. Позже выяснилось, что она боялась идти домой и умоляла не говорить маме, что получила тройку в школе. При дальнейшем выяснении ситуации стало известно, что ребенка наказывали за малейшую провинность, за то, что она не записала домашнее задание или получила плохую оценку в школе. После работы с этой семьей насилие над ребенком прекратилось.
– Вы наверняка работали с неблагополучными семьями, знаете их, буквально, в лицо. Меняется ли состав тех, кто находится под вашим наблюдением или это одни и те же люди?
– В большинстве случаев улучшения идут, потому что они все-таки любят своих детей и у них есть желание улучшить ситуацию, и самому прийти к решению каких-то проблем. Единственно где очень сложно идет работа, и не всегда, получается, наладить ситуацию в лучшую сторону, это семья, где злоупотребляют алкоголем. В таких семьях не осознается сама проблема, и чтобы начать работать, надо сначала было решить проблему с выпивкой.
– Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Как закончить этот круговорот насилия в семьях и задать новую стратегию воспитания, которая поможет создать благополучную семью?
– Когда человек начинает своих детей воспитывать, он делает это либо как его воспитывали, либо идёт от противного и начинает окружать и душить своей заботой, что заканчивается не всегда хорошо для ребёнка. Изменить это возможно только благодаря помощи психологов. Если вам сложно, и вы не знаете куда обратиться, то можете позвонить по телефонам доверия или позвонить нам по телефону 60-70-38, и мы вам поможем.
Беседовала Татьяна Яковлева