В ОНФ разработали поправки в федеральный закон «О потребительском кредите». Законопроект предоставляет заёмщикам трёхдневный «период охлаждения». Речь идёт о случаях, когда в кредит покупают товары, которые по закону нельзя вернуть продавцу.
Как рассказал руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков», заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов, в первую очередь законопроект направлен на защиту женщин, которых в салонах красоты с помощью психологических приемов убеждают оформить кредит на дорогую косметику.
Как правило, уже добравшись до дома, женщины понимают, что чемодан с кремами на 100 тысяч рублей им совершенно не нужен. Но вернуть его или аннулировать кредитный договор они сейчас не могут.
Законопроект устанавливает отдельный «период охлаждения» — не менее трёх дней — для кредитов на товары, которые нельзя вернуть продавцу. Такие товары перечислены в постановлении правительства: в том числе это предметы гигиены, бельё, парфюмерия, косметика, животные, растения.
Виктор Климов напомнил, что законом установлены «периоды охлаждения» для других случаев потребительского кредитования. Этот срок составляет 14 дней, если в договоре не прописана конкретная цель займа, и 30 дней, если кредит выдан «с условием использования заёмщиком полученных средств на определённые цели». В течение этого времени заёмщик может вернуть всю сумму в банк, заплатив проценты только за «фактический срок кредитования», а не за срок, прописанный в договоре.
— В случае, когда кредит берется на товар, который нельзя вернуть, эта схема не работает, — сказал Виктор Климов.
Если поправки будут приняты, клиентка, которой навязали «косметический» кредит, сможет на следующий день его аннулировать — в результате банк не перечислит деньги салону красоты. При этом чемодан с кремами останется у клиентки, и салон сможет его потребовать обратно уже только через суд.
— Но мошенники, которые судятся с жертвой, это нонсенс, такого не будет. Поправки сделают бессмысленной мошенническую схему, — сказал Виктор Климов.
Что касается рисков для добросовестных салонов красоты или других точек продаж, то они могут не отдавать товар сразу, а задержать его на «период охлаждения», то есть на три дня, у себя.
В обращении в прокуратуру изложена следующая схема работы злоумышленников. Они обзванивают потенциальных клиенток и приглашают их пройти бесплатные косметические процедуры. При этом клиенты должны захватить с собой паспорт. «Большинство пострадавших жалуются на то, что в процессе переговоров им подмешивали в напитки сильнодействующие препараты, в результате чего они не могли адекватно оценивать ситуацию, — говорится в обращении. — Данные об использовании, например, фенобарбитала подтверждались в уголовных делах».
Клиентам предлагают купить в кредит косметику на сумму до 300 тысяч рублей. «Заявка передаётся в банк, который перечисляет деньги на счет салона красоты, — сказано в письме. — Причем даже если клиент оперативно — например, на следующий день — пытается отозвать заявку, банк зачастую отказывается выполнять требования, пишут «Известия».
Отметим, что жительницы Бурятии не раз попадали в ловушку. Один из ярких примеров был, когда они оформляли многотысячные кредиты на чудо-глину и чемоданчики с омолаживающей косметикой. Представительниц прекрасного пола разных возрастов буквально одурманивали консультанты, предлагая волшебную косметику. Девушки уходили счастливые с набором косметики, а когда «приходили в себя» было слишком поздно - кредит уже был оформлен.