Решение зрелое: посещение дацана должно как можно больше обогащать человека духовно. Эту же задачу выполняет спортивная площадка, где проводятся состязания по национальной борьбе. Таким образом, дацан «Бурхан Баабай» является центром духовных бурятских традиций.
Любовь Ермакова, краевед, ведущий специалист по туризму районной администрации, с помощниками из отдела культуры разработала концепцию музея, оформила первую экспозицию. Недавно музей осмотрели и одобрительно отозвались о нем члены выездной коллегии министерства культуры РБ во главе с Тимуром Цыбиковым.
В восьмистенной юрте-музее – восемь разделов экспозиции. На стене посетители могут прочитать мантры (краткие молитвы) для повседневной жизни и при недугах.
В центральном разделе «Золотая мудрость Будды», наиболее ярко оформленном, приводятся все изречения Будды. Это позволяет посетителям дацана ознакомиться с сущностью одной из мировых религий.
Оказывается, на территории района действовал Кыренский дацан «Тушита», освященный в 1817 году, - настолько стары и крепки здесь традиции буддизма. А знаменитый Хандагатайский (Койморский) дацан был открыт в 1917 году. Великолепной архитектуры здание и большая группа служителей у входа запечатлены на черно-белой фотографии. Третий этаж дацана был освящен в 1924 году, говорит Любовь Ермакова.
Выходец из Тунки высокочтимый лама Лыгден-Нима Аржигаров обучался в Тибете, в Гоман-дацане, после был настоятелем этого же знаменитого дацана. В иерархии священнослужителей занимал высокое положение, после Агвана Доржиева, предводителя буддистов Бурятии начала прошлого века. Тункинцы почитают Лопсона Манзаева, служившего хувараком в Санагинском дацане, обучавшегося в институте «Хамбын Хурэ» при Тамчинском дацане, ставшего после габжа-ламой в Койморском дацане.
Один из разделов посвящен Агвану Доржиеву, высоко почитаемому священнослужителю, просветителю бурятского народа. Здесь же представлен пантеон Далай-лам, высших духовных правителей Тибета, предводителей буддистов всего мира. Портрет и жизнеописание Далай-ламы XIV, его наставления привлекают внимание посетителей музея. Далай-лама известен в мире, среди приверженцев других религий образ его узнаваем у миллионов людей.
Данзан-Хайбзун Самаев (1954-2005), продолжатель идей Агвана Доржиева, был шиирэтэ-ламой Санкт-Петербургского дацана. Уроженец Окинского района, он посвятил себя служению вере. Под его духовным воздействием шло возрождение буддизма на тункинской земле.
Современные буддийские здания и сооружения в Тункинском районе: дацан «Бодхидхарма» в Аршане, правопреемник Койморского дацана, располагающийся в старинном здании, принадлежавшем Агвану Доржиеву, дацан «Бурхан Баабай», открывшийся в августе 2014 года, на территории которого шесть ступ, статуя «Туншэ» («Четверо дружных»), символизирующая мир и гармонию, дружбу между людьми, и другие.
Большой интерес представляют архивные документы о годах репрессий, коснувшихся священнослужителей. Жители села Хойтогол принесли для музея изображения Далай-лам, в том числе очень старинные, танки (своего рода иконы, матерчатые, расписные), старинные жалсаны (матерчатые свитки), бурханы (малые скульптурные изображения божеств), светильники и другие предметы. В последнем разделе экспозиции указаны даты праздников и священные дни буддизма, сообщает «Буряад Унэн».