Конкурс «Ученые будущего», организаторами которого выступают Министерство образования и науки РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова и Сибирский федеральный университет, проводится в стране уже в пятый раз. Его участником может стать любой ученик 9–11-го класса, представивший в оргкомитет проект по одной из одиннадцати категорий: «Физика», «Химия», «Математика», «Геология», «Программирование» и др. «Цель конкурса — привить школьникам интерес к исследовательской деятельности, — поясняет Сергей Сергеев, директор конкурса «Ученые будущего», заместитель директора школы-интерната им. А. Н. Колмогорова при МГУ. — А это совершенно иные навыки, чем те, что требуются для участия в олимпиадах. Если «олимпиадник» умеет решать сложные задачи, которые имеют единственный правильный ответ, то «исследователь», наоборот, ищет разные пути решения типовой задачи, может отстоять свое мнение и выгодно презентовать свой проект. Именно эти навыки и ценятся у ученых во всем мире».
Темы проектов могут быть самыми разными.
Учитель, способный увлечь ребенка наукой и творчеством, — вот главный «фактор», необходимый для победы в конкурсе. Многие из научных руководителей — как, например, Вера Аюшеева из села Кижинга в Бурятии — настоящие энтузиасты своего дела. Вот уже 42 года Аюшеева не только преподает физику в Кижингинской средней школе, но и руководит школьным исследовательским обществом «Найдал» (в переводе с бурятского — надежда). В этом году в финал конкурса «Ученые будущего» вышли сразу два её ученика.
Главная цель исследования Николая Овчинникова — увеличение водоотталкивающих свойств войлочных материалов при помощи нанопорошка диоксида кремния. Его одноклассник Цырен Цырендоржиев представил результаты синтеза пористого кремния из высокочистого силикагеля — именно такой материал сейчас востребован в качестве носителей нанообъектов в биотехнологии и медицине. Наноматериалы для проектов приходилось доставать аж в Новосибирске, а необходимые для проектов исследования проводить в лаборатории физики наносистем Бурятского государственного университета в Улан-Удэ, откуда до Кижинги путь неблизкий — более 200 километров. Почти год научный руководитель и ее подопечные провели в разъездах, но результаты того стоили: на финале конкурса в Москве ребята смогут услышать мнение компетентного жюри о проделанной работе, познакомиться с исследованиями других конкурсантов, одним словом, погрузиться в мир науки.
Победители конкурса станут участниками национальной сборной на Всемирном научно-технический смотре среди школьников. Конкуренция очень жесткая, ведь в сборную России войдут только пять команд, сообщают «Известия».