В пределах этой многокилометровой зоны появились множественные запреты. Сельчанам нельзя приватизировать земельные участки, пахать землю, и даже хоронить умерших.И это далеко неполный список «табу», нарушая которые жители прибайкальских деревень автоматически станут преступниками и понесут наказание.
Если раньше жители прибайкальских районов фактически жили в резервации, то теперь они оказались в буквальном смысле в заповеднике. В водоохранной зоне невозможна никакая экономическая деятельность, возникает вопрос - как вообще жить вдоль Байкала?
- Сейчас вопрос о том, что предпринимаются попытки выдавливания населения, имеет место быть - сказал председатель Бурятского отделения Всероссийского общества охраны природы Батор Цыренов. - Более того, даже сам Байкал фактически забирают у жителей Бурятии. За счёт чего? За счёт того, что сейчас подготовлена мощная нормативная база, которая резко ограничивает местное население.
В борьбе между Байкалом и людьми, всегда побеждает озеро. Чиновники мотивируют это тем, что оно в мире одно и является стратегическим ресурсом страны.
- Цель благородная - минимизация негативного воздействия на воды Байкала - отмечает директор Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН Ендон Гармаев, - Но нельзя забывать, что испокон веков там жили люди и Байкал сохранялся. Экосистема была в порядке. Как в этих условиях люди должны жить, работать, хозяйство вести, и сегодня ещё в рыночных условиях конкурентоспособность выдерживать? На корню этого лишают.
8 лет Байкал был без водоохранной зоны. Этой осенью появилась информация, что она будет от 200-300 м. Тогда правительство Бурятии отправило письмо Дмитрию Медведеву с подсчётом, сколько денег придётся потратить на перенос кладбищ и асфальтирование дорог. Получилось 18 миллиардов. Средств таких Москва, конечно, не дала. И тем не менее, водоохранную зону прировняла к границам центральной экологической зоны и она стала от 10-80 км. Для сравнения водоохранная зона рек в России 200 м. У океанов и морей - 500 м.
- Я не знаю, проходило ли оно экологическую экспертизу, проходило ли оно общественные слушания. В Республике Бурятия этого не было проведено. Возможно, оно было в Иркутске. Но Иркутской области это коснулось очень мало, потому что там очень узкая водоохранная зона. И очень узкая центральная экологическая зона Байкальской природной территории. Это прямое ущемление Бурятии - сказал председатель комиссии по экологии и рациональному природопользованию Общественной палаты Бурятии Евгений Кислов.
В условиях почти полного запрета хозяйственной деятельности оказались 79 тысяч жителей прибрежных районов республики. Под угрозой срыва дюжина федеральных целевых программ. В министерстве природы Бурятии лишь разводят руками. Московские коллеги к ним не прислушались.
- Мы участвовали в заседании межведомственной комиссии по охране озера Байкал в декабре 2014 года, высказали свои возражения на эту тему. Был отправлен ряд писем на тему водоохраной зоны, вместе с тем все вопросы при установлении границ были проигнорированы - поделился и.о. министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов.
368-ое распоряжение, подписанное 5 марта этого года, налагает вето на расширение кладбищ. У 17-ти населенных пунктов погосты почти заполнены и скоро сельчанам придётся ездить за 80 км, чтобы похоронить близкого человека. Кроме того, постановление не разрешает в водоохранной зоне размещать скотомогильники, строить полигоны для мусора, добывать общераспространённые полезные ископаемые, а также ездить на машинах по неасфальтированным дорогам. Но где это видано, чтобы в деревнях республики все дороги были с асфальтом?
Узнав в марте о новом распоряжении, жители Усть-Баргузина поначалу не поверили во все эти запреты. Но прошло пять месяцев и сейчас «дамоклов меч», нависший над их головами, сельчане ощущают всё сильнее. Накануне в посёлке прошёл сход жителей. Местный ДК был заполнен до отказа. Люди возмущались, называя новое распоряжение антинародным:
- А кто спросил народ? А кто провёл публичные слушания, чтобы издать такое антинародное постановление?! Почему этим постановлением 368-ым и статьей водного кодекса статьей 65 пункт 15 нам нельзя умирать?! Я хочу написать завещание, если не будет отменено это постановление, напишу своим детям кремировать меня и пустить мой пепел по речке, как в Индии. Я не хочу им просто доставить неприятности, нести мой гробик пешком за 80 км за Шаманский перевал! - сетует жительница посёлка Галина Арсеньева.
- Мы решили обратиться к нашему президенту с посланием, чтобы этот драконовский закон, это распоряжение было отменено. Мы здесь живём, чтобы сохранить наш Байкал! Не надо нас отсюда выгонять! - говорит глава сельского поселения «Адамовское» Баргузинского района Надежда Меньшикова.
Такие сходы прошли в Кабанском и Северобайкальском районах. Пока люди надеются на отмену распоряжения, полным ходом идёт подготовительная работа по реализации его исполнения. В Бурятии следить за выполнением распоряжения будут четыре органа.
- Какие суммы штрафов? На физлиц - до 4 тысяч рублей, на должностных и юридических чуть больше. Кто имеет право штрафовать? К числу органов госвласти, которые могут составлять протоколы, относятся сотрудники Росрыболовства, инспектора Бурприроднадзора, инспектора Росприроднадзора, и сотрудники полиции. Это 4 органа, которые могут составлять протокола, а рассматривать и выносить постановления о привлечении к административной ответственности могут первых три органа: Бурприроднадзор, Росрыболовство, Росприроднадзор - пояснил член комиссии по экологии и рациональному природопользованию Общественной палаты Бурятии Эрдэни Цыденов.
Кроме того, ссылаясь на 368-ое распоряжение, Управление Росреестра по Бурятии стало отказывать сельчанам в государственной регистрации их земельных участков.
Елена Павловна живет в Усть-Баргузине 11 лет. Купила дом, оформила его в собственность, а клочок земли не успела.
- У меня соседи напротив живут. У них земля оформлена в собственность. Получается, мы граждане Российской Федерации, живём на одном поселении, тоже уважаемые люди, у них была возможность оформить, а у меня нет! А чем мы хуже? Частный дом он всегда ценен приусадебным участком. Потому что дом можно изменить, снести, новый построить. А земля, она как есть земля - это непреходящая ценность. А поскольку она не в собственности, мой дом теряет рыночный статус. Я всю жизнь проработала сама, вырастила двоих детей, у меня нет никакой другой недвижимости, и это всё то, что я могла бы оставить своим детям! - жалуется женщина.
В Росреестре на сегодня из-за нового распоряжения в госрегистрации земельных участков отказали 69 сельчанам. Двое обратились в суд. В одном случае фемида приняла сторону Росреестра, аргументируя это тем, что в водоохранной зоне частной земли быть не должно. Второй иск ещё рассматривает Арбитражный суд.
Тем временем, Минприроды Бурятии сейчас готовится внести депутатскую инициативу через Михаила Слипенчука, который является зампредом комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
- Пока вносим депутатскую инициативу. Она пройдёт нулевое чтение, если всё будет нормально, будет положительное заключение на уровне правительств, тогда будет принято в первом чтении. Ну а вообще процедура такая, законы федеральные принимаются как минимум год - рассказал и.о. министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов.
Что делать, пока распоряжение не отменено, чиновник не знает. Зато знают сельчане. На сходе они написали письмо президенту страны и призывают присоединиться к их обращению жителей других районов Бурятии, чтобы поскорее отменить «драконовское» распоряжение 368-р, сообщает «Тивиком».