Вместо парома
Как сообщает сайт «Номер один», мост одно из древнейших инженерных изобретений человечества. Маленькие (шаткие и бревенчатые) и большие — разводные или монолитные, они сближают берега, тем самым облегчая жизнь людей, живущих на них. Старый Селенгинский мост в Улан-Удэ старше многих из нас. Когда-то горожане перебирались с одного берега на другой паромом. Мост же начали строить 1 мая 1935 года.
Как писали наши коллеги из «Бурят-Монгольской правды» в апреле 1937 года, ровно семь месяцев ушло на подготовительные работы: заготовку материалов, строительство мастерских. 15 декабря 1935 года начались работы по спуску кессонов. Строительство моста должно было завершиться к 1 ноября 1936 года, но из-за наводнения 1936 года строительство задержалось на несколько месяцев. А в 1940 году в городе начал функционировать общественный транспорт — первые 19 автобусов обслуживали четыре маршрута. Стоит ли говорить, что и единиц личного транспорта было до сих пор совсем немного. Но вот уже мост зажил быстрой жизнью.
Многие годы спустя в городе появится еще один мост, который раз и, кажется, навсегда отберет автомобильную нагрузку у старого зеленого моста. Последний же потихоньку стал зарастать травой и лишь в 2011 году ненадолго еще «оживал» - пока делали ремонт нового сооружения. Спустя годы городские власти задумают строить и третий мост, дабы разгрузить движение. Но это уже совсем другая история. А вот зачем и кому нужен сегодня старый мост, помимо нескольких пенсионеров, «прыгунов» и влюбленных?
«Заморожен»
На этот вопрос мы попытались найти ответ в комитете по строительству Улан-Удэ. Как выяснилось, машины по нему ездить не должны, прыжки с моста никогда не согласовывались, и даже движение пешеходов по памятнику ушедшему столетию не предусмотрено.
Можно было бы предположить, что поток легковых машин мост все же смог бы выдержать: все-таки в 2011 году практика такая имела место быть при ограничении скорости до 20 км/ч и прочими нюансами. Однако, опять же по информации комитета, в последнее время никакие экспертизы моста не проводились. Поэтому говорить о его безопасности сложно.
Но что же мы наблюдаем? Уже продолжительное время мост де-юре «заморожен», де-факто ведет «активный» образ жизни. Бетонные блоки, которые перегораживают движение автомобилей, уже давно аккуратно подвинули. Так, что некоторые некрупногабаритные единицы транспорта могут элегантно проехать от начала до конца.
Смертельно опасен
Между тем, самое страшное в этой «видимой замороженности» моста не проезжающие по нему авто. Смеем полагать, что один автомобиль за раз выдержать он может. Однако лишь одиножды пешком прогулявшись по зеленому металлическому строению днем, осознаешь, что попал на настоящий аттракцион. Правда, многим это нравится. Например, школьникам. Молодежь здесь бывает часто.
Но мост по-настоящему опасен. На его боковых частях, на пешеходных дорожках у ограждения во многих местах нет не только деревянных элементов, но и металлических. Страшно подумать, как по этим дорожкам может «прогуляться» в темное и теплое время суток не то что нетрезвый, а вполне адекватный человек. Обилие таких «пустых» элементов наталкивает на мысли, что зачастую в Селенге находят не только тела утопленников, что пошли купаться с берега. Но и тех несчастных, которые однажды просто выбрались подумать в одиночестве на старом запылившемся мосту.
Помимо этого напомним о том, что многие «рыцари» на Селенгинском мосту любят демонстрировать своим дамам акробатические способности, переходя мост по верхним элементам конструкции. Тем временем никакими предупредительными знаками мост не оборудован.
- Возможно выполнение мероприятий по ограничению доступа посторонних лиц на старый Селенгинский мост силами Комбината по благоустройству, - уточнили нам в комитете по строительству.
Нам же думается, что это не «возможно», а «необходимо». Учитывая и тот факт, что, возможно, отсутствующие элементы моста попросту сданы в металлолом. А это значит, что скоро два берега Улан-Удэ будет соединять относительно новый мост и «скелет» старого. А утопленников летом значительно прибавится.