Буддийские танки, написанные мастером, хранятся в крупнейших дацанах мира, в музеях и частных коллекциях.
- Однажды ему ночью приснился нехороший сон, как отец рассказывал, и он уехал из дома и в ту же ночь начались аресты лам. Вы знаете, таким образом, судьба его хранила, он остался в живых и множество раз он мог бы погибнуть, но как-то так получалось, что судьба его хранила, - отметила дочь Данзана Дондокова Нимацырен Дондокова.
Хранила и вела. До 55 лет Данзан Дондоков был монахом. Сняв с себя обет безбрачия, лама-иконописец женился. И только в 56 лет впервые стал отцом.
Его дочь Нимацырен Дондокова также посвятила свою жизнь буддийскому искусству. Это отец её научил любить и понимать прекрасные образы религиозных божеств. На выставке представлена пара её работ. Чтобы открыть экспозицию в память о своём Учителе, искусствовед попросила вывезти работы отца из дацанов и частных коллекций.
- Эти работы являются предметами моего поклонения, это наши сакральные мысли и то, что после освящения они начинают имонировать, их воздействие на человека, верующего очень большое, - отметил настоятель Тамчинского дацана, внучатый племянник Данзана Дондокова Солбон Аюшеев.
- Благоприятное?
- Да конечно, и душу человека, можно сказать, лечит.
На выставке представлены не только буддийские танки, но и личные вещи мастера. Трафареты, краски, кисти и подрамники. Это весь рабочий инвентарь художника. То, с помощью чего он создавал свои шедевры. Сохранились и черновые варианты. Вот, к примеру, предварительные наброски лика Будды долгой жизни. И такой картина в итоге получилась.
На создание буддийских шедевров уходило от одного дня до года. Перед тем, как приступить к написанию картины, лама молился и просил благословения у высших сил. До наших дней дошла одна и первых работ мастера - картина «Будда Шакьямуни». Ей ровно 100 лет.
- Выставка очень интересная и очень нужная, нам это нужно знать, особенно, чтобы сюда ходили молодые, потому что это очень глубокие традиции, знать свою культуру буддийскую, которая еще старше христианства, - прокомментировала искусствовед Инесса Соктоева.
Данзан Дондоков оставил после себя большое наследие. Но главное - мастер успел передать азы бурятской иконописи своим ученикам. Ведь, как отметили на выставке, традиция жива, пока хотя бы один человек достойно ее несет, сообщает ТК «Тивиком».