11 декабря

10 декабря

Популярное

Туяна Николаева: «Прорыв года» и «Позор года»

Туяна Николаева: «Прорыв года» и «Позор года»
Общество, 
Что показали гастроли вахтанговского театра и драка в оперном, наступил ли в Бурдраме период песен-танцев, и в чём разница между менталитетом профессиональным и провинциальным, размышляла в своём блоге на «Байкал-Daily» театральный критик Туяна Николаева:

Перефразируя, известное выражение – ожила, так ожила. Начала вновь писать колонку, значит, начала. Поэтому, вот, собственно, итоги ушедшего года в наших местных культуре и искусстве, согласно общепринятой схеме.
Событие Года, это, безусловно, гастроли театра имени Евгения Вахтангова. Набор обязательных банальностей- ах, как прекрасно, ах, меня переполняют восторги, ах, они не играли, они жили на сцене, и т.д., был исчерпан (не мною!) непосредственно во время события, и теперь о случившемся можно говорить по существу. А случилось то, что нам, наконец, была явлена разница между театром провинциальным и театром профессиональным.
Профессиональный он не потому, что столичный, а потому, что менталитет этого организма сформирован не по принципам«и так сойдет», «сейчас сварганим», и«зачем так тщательно, со сцены все равно никто не увидит»; актеры тут не ходят в буфет в сценических костюмах, за кулисами во время спектакля напряженно следят за происходящим на сцене, а не болтают и не болтаются, и не жуют пирожки; здесь несколько раз извинится перед зрителем за чужие ошибки норма не только моральная, но и даже гигиеническая…

Много еще можно выявить отличий, совсем уж специфических, и зрителю даже и непонятных, но главное в том, что профессиональный - это театр большой художественной идеи, театр, который говорит со зрителями смыслами. Профессиональный – о судьбе, об истории, о жизни – о Человеке. Провинциальный – о сюжете, даже чаще – о фабуле. Профессиональный – ассоциациями, аллюзиями, иллюзиями, предчувствиями, послевкусиями – языком образов, а провинциальный –зданием, буквой текста и набором телоперемещений. Собственно, поэтому, даже такие простые образы, как аккордеон – душа, оказываются не доступны зрительскому пониманию, и считываются сугубо, как предмет, но не образ. Потому, что если Пушкин написал об Ольге только «кругла, красна лицом она», а про душу ее ничего не написал, значит, и нет у нее никакой души! И Онегин у него один! А про зайца там вообще нигде ничего! А! Это в судьбе самого Пушкина заяц сыграл решающую роль? Так в романе-то этого не написано! А почему возок, в котором Ларины отправляются в Москву, так долго заколачивают? Можно же просто сверху дверцу спустить на штанкете. А! Это потому, что как будто бы гроб заколачивают?... Вот как…А Пушкин про это не писа-а-ал!

Что ж, ты, Пушкин?! Ни про что не написал-то!

Это упорное цепляние за прямолинейное, школьное восприятие литературного текста говорит не только о том, что люди после учебного ознакомления роман Пушкина не перечитывали, но так же и о том, что у нас нет практики такого театра, который переводил бы и текст и зрителя на уровни другого восприятия – взрослого, самостоятельного, вольного. Наши театры явление прикладное. Они все время к чему-то приложены – к школьной программе по литературе, к графику движения общественного транспорта, к интеллектуальному уровню зрителей, ко вкусам распространителей билетов, и т.п.Театр ни в чем не свободный, сам не способен мыслить самостоятельно, смело, разнообразно. Нет у такого театра и театрального языка, нет и художественных идей. А театр не благословленный художественной идеей только иллюстратор, без собственного лица. Гастроли вахтанговцев обнажили это состояние наших театров со всей безысходной горечью…

Разница в мировоззрениях провинциального и профессионального театров особенно выпукло проявилась и в Скандалах Года. Их у нас два. Сначала отличился ГРДТ с растреклятыми лебедками, из-за которых на час задержали открытие гастролей театра имени Вахтангова, тем самым практически сорвав торжественное начало статусного и знакового события, а в «Евгении Онегине» была грубо «скорректирована» чуть ли ключевая мизансцена. Что в этой ситуации делает директор театра им. Вахтангова, кроме того, что негодует? Он приносит извинения от лица театра и от себя лично, и делает это всякий раз, как только ему приходится выступать публично. Что делает директор ГРДТ, как только, после отъезда театра Вахтангова, ему дали микрофон? Он обвиняет в случившемся гастролеров, и даже не думает извиниться перед улан-удэнской публикой. За Степанова это вновь делает Кирилл Крок, отвечая в телеэфире на его претензии.

Кстати, тот, кто профессионально состоятелен, почему-то всегда еще и хорошо воспитан...

Об этом очень сильно думалось во время скандала с пост-юбилейной дракой оперного. Когда дирекция театра, после нескольких дней тугодумства все-таки соизволила сделать заявление, скандал уже гремел по всей стране, и мы все – публика, театральное сообщество, коллеги, друзья, знакомые, родственники работников оперного театра уже вовсю переживали невыразимый стыд за театр, за Бурятию.

И что же? К нам кто-то спешил обратиться, кто-то спешил нас успокоить? Перед нами извинились? Нам ЧЕСТНО, ПО-ВЗРОСЛОМУ, сказали, что произошло? Театр мужественно снял с нас львиную долю буквально национального позора, случившегося по его, театра, вине? Нет. Вместо этого мы услышали кокетливый лепет про мальчиков, которые подскользнулись на водичке в коридорчике, из-за девочки, а скандал из этого сделали недоброжелатели театра. То есть, понимаете, ЧТО нам сказали? В переводе с языка лукавства и демагогии на язык сути, нам сказали буквально следующее – недоброжелатели – это все мы, ведь мы же все горячо обсуждали случившееся на разных сайтах и в соцсетях, а наша реакция – глупость, потому, что повод-то пустяшный, подумаешь, мальчики-девочки.И разумеется, никаких извинений за то, что руководство театра позволило пустяшному поводу причинить всем нам столько неприятных переживаний. А на пресс-завтраке министра культуры вообще выяснилось, что то была не драка, а фейк, и вовсе это не Позор Года, а пиар! От которого театру большая польза – после драки все билеты раскупили, касса полна.

Вот еще пара отличий менталитета профессионального от провинциального – в ценностных приоритетах. Для профессионального театра, публика ценна чем-то большим, чем только деньгами, заплаченными за билеты, а понятия о профессиональной репутации и добром имени театра вообще не связаны с кассой…

В то же время, когда тем, что произошло в оперном театре, чуть ли похваляются, о бурятском театре драмы пытаются сформировать следующее мнение – тут нынче наступил период песен-танцев, а не настоящего драматического театра. И в проброс, как бы стесняясь этой прискорбной ситуации, объясняют это тем, что в условиях жесткой конкуренции на песни-танцы легче собрать зрителя, и поэтому, уважаемая публика, делать нечего, придется нам всем, как говориться, понять и простить.

… Немая сцена…
Будем считать, что «театровед», на основании невесть откуда почерпнутых «знаний», сделавший «компетентное» умозаключение о том, что есть такое настоящий драматический театра, а что не настоящий – неизвестен. Поэтому вступать в театроведческую полемику я не стану – не с кем. Могу только сказать, что театр переживет подобные мнения – не до них! Судите сами - за 2014 год, а именно за восемь месяцев (с февраля по май и с октября по декабрь) Буряад театр выпустил восемь премьер! Это «Августовские киты», «Пышка», «Старик и море», «Манкурт», «Унгэрhэн саагайhэбшээн», «Гамлет», «Сагаадай мэргэн хүбүүн Ногоодой сэсэн басаган хоёр»», «Маугли». Причем, в 5-ти из 8-ти премьер занята практически вся труппа… Плюс представление к Сагаалгану, и концерт ко Дню Победы, плюстеатр провел фестиваль национальных театров «Алтансэргэ» и гастроли театра имени Вахтангова. Кстати, в лабораторных эскизах фестиваля были заняты в основном артисты Буряад театр. В общем, трудились мы не мало, и не очень легко. Что-то - большую часть - сделали хорошо, что-то не так хорошо, как нам страстно хотелось.

Причины для такого количественного демарша были качественного порядка - надо было срочно обновить и пополнить репертуар, актуализировать его, и, главное, начать активное движение к мыслям, к темам, к формам,к художественным идеям. Нам непросто. Зритель привык к театру однозначному и прямолинейному, и не очень готов воспринимать его иначе. У зрителя нет потребности в театре, потому, что в театре с ним не говорили о нем самом, и о том, что его тревожит, или радует, о том, что у него болит. Мы пытаемся. И потому ищем не только темы, но и такой театральный язык, который понятен зрителю не только на уровне слова, но и на уровне, собственно, звука, на уровне чувств, которыми этот звук отзывается в человеке. Мы ищем язык национальной театральной природы, который способен вывести содержание текста на уровень многомерного восприятия – ментального, эмоционального, чувственного. Мы хотим общаться со зрителем смыслами, образами, знаками, а не только словами и зданием.

Хотя, с отдельными «аналитиками» мы можем пообщаться и посредством элементарной арифметики - у нас в репертуаре 18 спектаклей, и только в трех из них «песни-танцы», это «Улейские девушки», «Унгэрhэн саагайhэбшээн», и «Маугли». И если при этом кто-то уже убежден, что в бурдраме теперь только поют и танцуют, значит, наконец-то начал складываться ВНЯТНЫЙ ОБРАЗ театра. Образ, который связан со смыслом происходящего на сцене, а не со зданием, не с люстрами, не с розыгрышами автомобилей, публичными предложениями руки и сердца, и прочими оскорбительными пиар-акциями. И это стоит расценить как Прорыв Года.


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Почти половина улан-удэнцев надеются на премии к Новому году
Общество, 11.12.2024
На них рассчитывают 42% работающих горожан
В Бурятии собственника понудили убрать свалку на сельхозземлях
Общество, 11.12.2024
Нарушение выявили в ходе сентябрьской проверки
Прокурор Бурятии посетил строящийся корпус Хоринской школы
Общество, 11.12.2024
Зафиксировано нарушение сроков исполнения контракта
Аэропорт на севере Бурятии оборудовали пандусом после вмешательства прокуратуры
Общество, 11.12.2024
Нарушение выявили сотрудники Байкальской транспортной прокуратуры
В Бурятии люди преследовали рысь, которая трагически погибла
Общество, 11.12.2024
Она пришла в село и прогуливалась по улицам
Команда из Бурятии не смогла пройти в финал шоу «Лига городов»
Общество, 11.12.2024
Сами ребята считают, что выступили хорошо, и сделали всё задуманное
В райцентре в Бурятии маршрутки ездят мимо улицы
Общество, 11.12.2024
Автобусы внезапно перестали там останавливаться 
В Улан-Удэ вдове погибшего участника СВО помогли оформить пенсию
Общество, 11.12.2024
Ей пришлось обратиться за помощью к уполномоченному
В Улан-Удэ отловят и усыпят четырёх лисиц
Общество, 11.12.2024
Специалисты обследуют частный сектор
В честь Дня Конституции в Улан-Удэ пальнут из пушки
Общество, 11.12.2024
Из неё выстрелит внук знаменитого снайпера
В Бурятии шаманы попросят об излечении всех людей от болезней
Общество, 11.12.2024
Для этого они устроят специальный обряд
В Бурятии с военнослужащими проводят занятия по огневой и тактической подготовке
Общество, 11.12.2024
Тренировки проходят с повышенной интенсивностью, в том числе в ночное время
Путин пообещал разобраться с выселением семьи участника СВО из Бурятии
Общество, 11.12.2024
Доклад по делу также затребовал председатель Следственного комитета России Бастрыкин
Бурятский лама дал подробный прогноз на 2025 год
Общество, 11.12.2024
Он предрёк возможное исчезновение государств, вспышки инфекционных заболеваний и рассказал о хорошем знаке для Бурятии
^