«Сибирьтелеком» буквально навязал всем абонентам стационарной связи в Бурятии новую услугу, не предупредив своих абонентов о том, что всего через несколько дней она станет платной. Юристы считают, что идёт речь о массовом нарушении прав потребителей
В декабре некоторые жители Улан-Удэ получили очередные «письма счастья», на этот раз – от «Сибирьтелекома». Обладателей стационарных телефонов осчастливили сообщением, что им подключена услуга с загадочным названием «Уведомление о подключении нового вызова». И с нового года за услугу нужно платить, если не успеешь от неё отказаться.
- Дополнительная услуга о поступлении нового вызова автоматически подключена всем абонентам, - подтвердили в техподдержке «Сибирьтелекома». - Её ввели с ноября, всем, для удобства. Два месяца услуга не оплачивается, с января становится платной. Если вы не желаете её получать, вы можете ввести комбинацию «решётка 43 решётка».
То есть, услуга уже подключена, и с нового года её стоимость насильно включат в счёт за телефон. Почему-то не наоборот. И даже уведомление о возможности отключиться получили далеко не все абоненты, а вот начисления будут производиться всем.
Понятно, что сама по себе стоимость услуги 5 рублей не стоит лишних телодвижений. Видимо, на это и рассчитывает монополист – кто станет суетиться из-за пяти рублей? Не захотят – отключат, не отключат – несколько сотен тысяч абонентов, проживающих в Бурятии, принесут за год кое-какую прибыль компании.
Как пояснила «Байкал-Daily» возмущённый абонент стационарной связи, «подобное поведение недопустимо». Но тратить своё время на то, чтобы как-то привлечь компанию к ответственности, она не станет.
- Да это просто наглость. Мне сказала знакомая, что такое подключили всем. Мне, например, этого не надо. А если бы я не узнала? Если сегодня по 5 рублей подключают, потом по 50 будут требовать, это вообще недопустимо. А когда разбираться-то? В субботу-воскресенье, свои выходные тратить? Или с работы отпрашиваться? У нас из Сотниково в Иволгу не наездишься, - возмущается абонент.
В федеральную антимонопольную службу Бурятии жалоб по данному поводу пока не поступало. А для того, чтобы установить в действиях компании наличие или отсутствие нарушений, необходимо не просто письменное заявление, а письмо абонента в Сибирьтелеком и официальный ответ компании на такое письмо, и только потом – жалоба в УФАС.
- Любой гражданин, которому навязали эту услугу (речь идёт об ущемлении прав граждан), может обратиться в Ростелеком и написать заявление, и попросить пояснить, почему ему была без его согласия установлена платная услуга. Говорить предметно можно будет в зависимости от того, что именно они ответят. Получив ответ, гражданин может обратиться к нам с заявлением, приложив копию ответа Ростелекома, тогда мы уже будем смотреть предметно – есть тут или нет факт нарушения - пояснили «Байкал-Daily» в пресс-службе Бурятского УФАС.
- Возможно, в действиях компании будут усмотрены признаки нарушения, а именно злоупотребления доминирующим положением на рынке по части 1 пункта 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Понятно, что Сибирьтелеком занимает доминирующее положение и возможно, речь будет идти о навязывании контрагенту условий договора не выгодных для него и не относящихся к предмету договора – пояснили в УФАС.
Маловероятно, что кто-то возьмётся «бегать» по инстанциям, чтобы наказать Ростелеком из-за пяти рублей. Однако, по мнению юриста, налицо нарушение прав потребителей.
- В случае, если потребитель не давал прямого и явного согласия на получение дополнительной платной услуги, а равно если возможность предоставления такой услуги без согласия абонента не предусмотрена условиями договора с оператором связи, то действия последнего считаются неправомерными, - считает юрист Денис Чебунин. - Однако «легкого» решения проблемы (доказывания факта навязывания услуги) не существует. Составление и предъявление претензии, жалобы в надзорные органы или исковое заявление в суд, обжалование вынесенных решений, если таковые Вас не устраивают.
Более простых способов призвать компанию к ответу пока не нашлось.
Примечательно, что на сайте компании «Сибирьтелеком» о данной услуге нет ни слова. Письмо, отправленное через форму обращения на том же сайте, бесследно исчезло. Ни окна о получении обращения, с которого можно было бы снять скриншот, ни сообщения на электронный ящик отправителя после отправки письма не появляется. Подтвердить, что жалоба руководству отправлена, в итоге нечем.
К слову, другая телекоммуникационная компания, предоставляющая стационарные телефонную связь, оказывает своим абонентам ту же услугу. И даже для юридических лиц цена услуги 0 рублей.
В декабре некоторые жители Улан-Удэ получили очередные «письма счастья», на этот раз – от «Сибирьтелекома». Обладателей стационарных телефонов осчастливили сообщением, что им подключена услуга с загадочным названием «Уведомление о подключении нового вызова». И с нового года за услугу нужно платить, если не успеешь от неё отказаться.
- Дополнительная услуга о поступлении нового вызова автоматически подключена всем абонентам, - подтвердили в техподдержке «Сибирьтелекома». - Её ввели с ноября, всем, для удобства. Два месяца услуга не оплачивается, с января становится платной. Если вы не желаете её получать, вы можете ввести комбинацию «решётка 43 решётка».
То есть, услуга уже подключена, и с нового года её стоимость насильно включат в счёт за телефон. Почему-то не наоборот. И даже уведомление о возможности отключиться получили далеко не все абоненты, а вот начисления будут производиться всем.
Понятно, что сама по себе стоимость услуги 5 рублей не стоит лишних телодвижений. Видимо, на это и рассчитывает монополист – кто станет суетиться из-за пяти рублей? Не захотят – отключат, не отключат – несколько сотен тысяч абонентов, проживающих в Бурятии, принесут за год кое-какую прибыль компании.
Как пояснила «Байкал-Daily» возмущённый абонент стационарной связи, «подобное поведение недопустимо». Но тратить своё время на то, чтобы как-то привлечь компанию к ответственности, она не станет.
- Да это просто наглость. Мне сказала знакомая, что такое подключили всем. Мне, например, этого не надо. А если бы я не узнала? Если сегодня по 5 рублей подключают, потом по 50 будут требовать, это вообще недопустимо. А когда разбираться-то? В субботу-воскресенье, свои выходные тратить? Или с работы отпрашиваться? У нас из Сотниково в Иволгу не наездишься, - возмущается абонент.
В федеральную антимонопольную службу Бурятии жалоб по данному поводу пока не поступало. А для того, чтобы установить в действиях компании наличие или отсутствие нарушений, необходимо не просто письменное заявление, а письмо абонента в Сибирьтелеком и официальный ответ компании на такое письмо, и только потом – жалоба в УФАС.
- Любой гражданин, которому навязали эту услугу (речь идёт об ущемлении прав граждан), может обратиться в Ростелеком и написать заявление, и попросить пояснить, почему ему была без его согласия установлена платная услуга. Говорить предметно можно будет в зависимости от того, что именно они ответят. Получив ответ, гражданин может обратиться к нам с заявлением, приложив копию ответа Ростелекома, тогда мы уже будем смотреть предметно – есть тут или нет факт нарушения - пояснили «Байкал-Daily» в пресс-службе Бурятского УФАС.
- Возможно, в действиях компании будут усмотрены признаки нарушения, а именно злоупотребления доминирующим положением на рынке по части 1 пункта 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Понятно, что Сибирьтелеком занимает доминирующее положение и возможно, речь будет идти о навязывании контрагенту условий договора не выгодных для него и не относящихся к предмету договора – пояснили в УФАС.
Маловероятно, что кто-то возьмётся «бегать» по инстанциям, чтобы наказать Ростелеком из-за пяти рублей. Однако, по мнению юриста, налицо нарушение прав потребителей.
- В случае, если потребитель не давал прямого и явного согласия на получение дополнительной платной услуги, а равно если возможность предоставления такой услуги без согласия абонента не предусмотрена условиями договора с оператором связи, то действия последнего считаются неправомерными, - считает юрист Денис Чебунин. - Однако «легкого» решения проблемы (доказывания факта навязывания услуги) не существует. Составление и предъявление претензии, жалобы в надзорные органы или исковое заявление в суд, обжалование вынесенных решений, если таковые Вас не устраивают.
Более простых способов призвать компанию к ответу пока не нашлось.
Примечательно, что на сайте компании «Сибирьтелеком» о данной услуге нет ни слова. Письмо, отправленное через форму обращения на том же сайте, бесследно исчезло. Ни окна о получении обращения, с которого можно было бы снять скриншот, ни сообщения на электронный ящик отправителя после отправки письма не появляется. Подтвердить, что жалоба руководству отправлена, в итоге нечем.
К слову, другая телекоммуникационная компания, предоставляющая стационарные телефонную связь, оказывает своим абонентам ту же услугу. И даже для юридических лиц цена услуги 0 рублей.
Елена Буерачная, «Байкал-Daily»