Наскальные рисунки-петроглифы относятся к т.н. бронзовому веку - около трех тысяч лет до нашей эры. Чаще всего петроглифы встречаются на стенах пещер-гротов. В Бурятии их немало: пещера Старая Брянь в Заиграевском районе, пещера Баин-Хара в Мухоршибирском, ниша за Иволгинской сопкой. Эти места богаты обилием наскальных рисунков. Есть петроглифы на Шаман-горе и на Каменке в Заиграевском районе. Легенды гласят, что в старину там жили шаманы-отшельники.
Археологические раскопки обнаружили следы жертвоприношений, а наскальные рисунки имеют явные мистические мотивы.
- У людей древности пещеры почитались как сакральные места, – говорит известный археолог Алексей Тиваненко. – Этот культ восходит к эпохе палеолита, когда пещеры служили древним племенам жилищем, защитой от непогоды и хищников. Позже, в память о тех временах, пещеры стали местом мистических обрядов.
Наиболее часто встречается петроглиф в виде силуэта парящего орла. «Изображение птицы было не чем иным, как молитвой небу, а одновременно магической формулой, заклятьем», — писал академик Алексей Петрович Окладников в труде «Петроглифы Забайкалья». В шаманизме Бурятии образ орла может толковаться как дух предка, посланник небес, спутник шамана. Вообще, популярно изображение птиц или птицелюдей – сочетания птичьих и антропоморфных черт.
Силуэты человечков археологи часто толкуют как «онгонов» - шаманских духов - либо изображения древних шаманов. На правой стене пещеры Баин-Хара есть рисунок в виде силуэта человека. На голове имеются два длинных «рога». По мнению шаманов общества «Тэнгэри», это ритуальная корона-«оргой», которую надевают для вхождения в мистический транс. В правой руке фигуры угадывается какой-то размытый предмет. Это может быть шаманский бубен.
Иногда встречается петроглиф в виде сочетания линий и пятен, образующих окружность. Считается, что это шаманский бубен либо символ солнца. Такой петроглиф можно рассмотреть на «ступенях» грота на Каменке и в двух метрах от пещеры Баин-Хара.
Распространен рисунок в виде скопления пятен-точек, иногда в «оградке». Он трактуется как души предков или люди племени, иногда – как их скот. «Оградка» же символизирует жизненное пространство. Перечисленные виды рисунков комбинируются в определенном порядке. Считается, что это вызвано формализмом сакральных ритуалов, здесь явно не просто художественные композиции.
- Петроглифы обычно расположены в два яруса, – рассказывает Тиваненко. – На верхнем – образы связи с небом, на нижнем - символы благополучия. Условно говоря, обращение и содержание обращения. На самом деле древние наскальные рисунки уже можно читать как зашифрованную шаманскую молитву.
Наглядный пример – одна из групп рисунков на Баин-Хара. Над скоплением круглых пятен, означающих род и его богатства, – силуэт птицечеловека и силуэт летящего орла. Крылатые вестники обращаются к божествам небес, донося молитвы о благополучии рода.
Предположение о смысле петроглифов подтверждают и шаманы «Тэнгэри». По их словам, техника ритуалов традиционно подразделяется на воззвание к божествам и изложение им своих просьб. Можно добавить, что, по словам шаманов, многие пещеры с наскальными рисунками в старину считались святилищами-«обо», где поклонялись Матери-земле. Баир Цырендоржиев, глава общества «Тэнгэри», рассказывал о предании, что в Баин-Хара когда-то жил и камлал шаман. Похожая легенда есть про Шаман-гору в Заиграевском районе. Она гласит, что в маленькой пещере у основания скалы в старину жил шаман, уединенно предаваясь мистическим практикам. А после смерти камень скалы принял черты его лица. В скале есть также крупная расщелина-грот, именуемая в народе «Чрево матери». Считается, что оно помогает деторождению.
В стороне от него на скале можно различить петроглифы в виде птичьих силуэтов и косых крестов. К слову, со следующего года «обо» на Шаман-горе планируется возродить. Там будут камлать шаманки, проводя женские ритуалы.
- На самом деле шаманы в этих пещерах не жили, – говорит Баир Цырендоржиев. – Хотя бы ввиду неудобства их для жилья. Также в шаманизме нет традиции отшельников-подвижников, как в христианстве или буддизме. Шаманы лишь приходили в пещеры проводить ритуалы, но со временем народная молва исказила смысл.
В целом же археологический и этнокультурный материал позволяет уверенно утверждать, что пещеры с наскальными рисунками – древние шаманские храмы, а петроглифы – графические формулы молитв и заклинаний, сообщает «Номер один».