- Они ртутные, а ртуть же опасная, это химию надо знать, - говорит Тамара Устьянцева.
Справка: Энергосберегающая (люминесцентная) лампа - содержит ртуть. Вещество относится к I классу опасности (самому ядовитому), в парообразном состоянии. Если ее разбить, то яд легко распространяется по воздуху, и человек будет дышать парами ртути. А она в свою очередь накапливается в организме человека и наносит непоправимый вред здоровью.
Принимать использованные лампы от населения обязаны управляющие организации. Городские ЖЭУ обязали заключить договоры по утилизации еще весной. Но вести работу за свой счёт большинству не понравилось.
- Мы будем людям в договор включать вот эту сумму среднюю по году, какие мы понесли затраты по приёму этих лампочек. Вообще, по логике вещей та организация, которая занимается реализацией энергосберегающих ламп, в себестоимость цены они должны вкладывать и затраты по приёму и утилизации этих ламп, - заявил директор управляющей организации «Эталон С» Сергей Супоня.
Магазин «Электрос» один из немногих, где принимали лампы на утилизацию. Но за 2 года их количество выросло до нескольких десятков тысяч. Утилизировать себе в убыток здесь тоже больше не хотят.
- На самом деле это достаточно убыточная вещь, потому что стоимость утилизации тоже имеет определенную цену. К сожалению, высокая конкуренция не позволяет и без того дорогую лампу наценять и включить туда утилизацию, поэтому мы решили отказаться от этого. В первую очередь подача должна исходить не от коммерческой организации, а от правительства, от каких-то комитетов контролирующих, - поясняет коммерческий директор ЗАО «Электрос» Владимир Тимофеев.
В Бурятии рабочую группу по решению вопросов утилизации старых лампочек создали еще 3 года назад. Однако уполномоченные органы никак не могут разобраться в полномочиях.
- Вообще, денежные вопросы ложатся на муниципальные бюджеты, но учитывая то, что на уровне муниципальных образований бюджеты дефицитные, то вчера этот вопрос рассматривался, и было рекомендовано министерству природных ресурсов проработать вопрос по возможности компенсации выделений субсидий из республиканского бюджета,- говорит начальник отдела по развитию топливного комплекса и энергосберегающей политики министерства транспорта Бурятии Тимур Балдаев.
И пока суть да дело, ядовитые отходы - личное дело каждого.
- Замута, конечно, но в первую очередь, если подумать об экологии.
- В продажную цену включать утилизацию каким-то образом, чтоб двойную оплату не делать.
- Придумали, и ещё нам же потом надо девать куда-то или что? За деньги? Какая-то ерунда получается. В любом случае никто, наверное, этим не будет заниматься, все будут выбрасывать их на улицу и всё, - цитирует улан-удэнцев телекомпания «Ариг Ус».