28 марта

27 марта

Популярное

Елизавета Потапова: «Каждый год появляется реклама на грани»

Елизавета Потапова: «Каждый год появляется реклама на грани»
Бизнес, 
Что требуют заказчики в документах госзакупок, кто чаще нарушает антимонопольное законодательство и что изменилось с переходом РСТ в УФАС? На эти и другие вопросы «Байкал-Daily» ответила руководитель Бурятского УФАС России Елизавета Потапова

- УФАС, наверное, чаще всего упоминают в связи с жалобами участников госзакупок. На какие основания ссылаются заявители с требованием отменить торги?

- Поскольку значительные финансовые средства осваиваются через конкурсные процедуры, интерес к ним повышенный.

Чаще всего участники закупок жалуются на некорректность формулировок, излишние требования. Например, заказчик требует описать в заявках химический состав материала, который будет использоваться при строительстве пешеходного перехода.

Это вводит в заблуждение участников, они не знают, как сформировать заявку. В результате заявка отклоняется, как не соответствующая требованиям, либо вообще не подаётся.

Раньше было много жалобна так называемую «заточку» под конкретного исполнителя. Сейчас они поступают реже.

Жалуются на установление требований, не предусмотренных законодательством. Например, по допуску саморегулируемых организаций (СРО) на те виды строительных работ, где он не нужен. Поскольку закупки, связанные со строительством, дорого стоят, за них конкуренция острее. Желание заказчика выбрать известную ему, проверенную организацию тоже иногда присутствует.

Есть случаи, когда заказчик неправильно определяет способ проведения торгов - электронный аукцион, конкурс, запрос котировок. Много жалоб поступает на необоснованный отказ в допуске заявок, на условия отбора победителя.

- В каких случаях торги признают недействительными? Кто чаще является виновником ошибки – конкурсная комиссия или заказчик?

- По результатам жалоб мы проверяем нарушения закона о контрактной системе в конкретных торгах. Если выявляем нарушение, предписываем совершить конкретные действия, направленные на устранение. Например, в установленный срок отменить протокол конкурсной комиссии, рассмотреть заявки заново.

Статистика такова, что из года в год количество жалоб не меняется. За три последних года их в пределах 430. Из них часть возвращается из-за несоответствия предъявляемым требованиям.10-20 процентов участники закупок отзывают сами. В итоге рассматривается 200 – 300 жалоб в год, из которых только третья часть признаётся обоснованными.

В целом, действия конкурсных комиссий признаются нарушающими чаще, чем действия заказчика, разработавшего конкурсную документацию.

- «Чёрный список» поставщиков – важная часть рынка госзакупок. За что чаще всего предприятия попадают в этот список? Было ли на вашей практике, что включение в него оспорено в суде? По каким причинам?

- Раньше в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) «попадали» те, кто уклонялся от исполнения контракта. С 2014 года у заказчика появилось право в одностороннем порядке расторгнуть контракт.

В настоящее время мы чаще сталкиваемся с тем, что исполнитель не успевает в срок исполнить контракт. Объясняет это экономическим кризисом, удорожанием материалов. Зачастую заказчик сам бывает виноват в том, что контракт не исполняется.

Если участник докажет комиссии, что он не уклонялся или есть объективные причины несвоевременного исполнения (из-за сжатых сроков, заведомо невыполнимых условий), комиссия УФАС принимает решение о невключении его в РНП.

Включение в РНП на два года–это достаточно жёсткая санкция. Логично, что практически половина решений УФАС оспаривается в судебном порядке. И участниками, попавшими в список, и заказчиками, несогласными с отказом о включении. Но более 90 процентов обжалуемых решений УФАС, связанных с РНП, остается в силе. В 2016 году два заказчика оспорили невключение в РНП и один из них выиграл.

- Не менее популярная у жителей Бурятии тема упоминания УФАС – в связи с недобросовестной рекламой. Какие тенденции можно отметить в этой сфере? Становятся ли случаи недобросовестной рекламы чаще или реже, как меняется наказание за это? Припомните 1-2 случая, которые для вас были интересны.

- Рекламная тема более проста и интересна гражданам – потребителям рекламы. И время от времени общество «взрывается» от неэтичной либо недобросовестной рекламы.

В этом году всех возмутило две рекламных акции по продаже дверей «Вегос М». Нам пришлось проводить по этому поводу опрос жителей на сайте управления, созывать экспертно-консультативный совет, действующий при управлении. Исход всем известен, об этом много говорилось в СМИ. В обоих случаях мнения потребителей рекламы разделились.

Вообще каждый год появляются рекламные продукты на грани, как говорят в спорте, фола (спектакль «Анатема», масло «Фёдорыч»).

Два года назад топовым нарушением была незаконная рассылка смс-сообщений.

В основном дела о нарушении рекламного законодательства возбуждаются по обращениям. Поэтому структура и количество нарушений год на год не сходятся. Так, в 2013 году было рассмотрено 30 дел, в 2014 году - 20 дел, в 2015 году - 11 дел. Количество же поступивших за три года заявлений варьировалось следующим образом: 51, 86, 38 - соответственно.

Зато административная санкция за нарушение рекламного законодательства (статья 14.3 КоАП РФ) остается неизменной с 2009 года.

Стоит отметить, что бывает и так, что жалуются на нарушения Закона о рекламе, а выявляются признаки недобросовестной конкуренции (например, нарушение прав на интеллектуальную собственность).Это уже нарушение другого закона – о защите конкуренции.

- Уже 4 месяца назад вступили поправки в законодательство о торговле. Есть ли уже обращения по вопросам нарушения новых требований?

- Да, с 15 июля 2016 года в Закон о торговле внесён ряд существенных поправок, в том числе в части антимонопольного регулирования.

У поставщиков и продавцов появилась обязанность размещать информацию об условиях договоров поставки на своих сайтах в Интернете.

Обращения о нарушении новых требований к нам пока не поступали. Но в августе УФАС в целях контроля проверила сайты торговых сетей и поставщиков: «Абсолют», «Титан», «Либерти», «Надежда», «Николаевский» (группы компаний «БИН»), «Барис», ОАО «Бурятхлебпром», ОАО «Молоко Бурятии», ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания» и ООО «Бурятмяспром».В итоге выяснилось, что предусмотренная новой нормой информация опубликована только на сайтах «Абсолют» и «Титан».

С января 2017 года будут признаны утратившими силу условия договоров поставки, заключенных до 15 июля 2016 года. Контролировать исполнение этих требований также будет УФАС.

- Прошло уже больше года, как Федеральную тарифную службу упразднили, передав её полномочия ФАС. Произошли ли изменения в работе ведомства на региональном уровне? Какие полномочия и обязанности РСТ перешли в вашу зону ответственности?

- Как и до слияния, территориальные антимонопольные органы УФАС продолжают взаимодействовать исключительно в качестве членов коллегиальных органов. Никакие полномочия и обязанности регионального тарифного органа в связи с упразднением ФСТ в УФАС пока не передавались. РСТ находится в подчинении главы субъекта России и финансируется из регионального бюджета.

Коллегия РСТ утверждает тарифы участников тех рынков, чьи цены регулируются государством. Если тариф не соответствует антимонопольному законодательству и это требует вмешательства на федеральном уровне, материалы могут быть направлены в ФАС России.

В октябре в Ялте прошёл всероссийский семинар-совещание по тарифному регулированию. На семинаре руководитель ФАС России Игорь Артемьев сообщил о нецелесообразности подчинения региональных тарифных органов ФАС. В этом в ближайшее время предстоит убедить правительство России.

ФАС России считает, что нужно идти по другому пути. Необходимо наделить антимонопольную службу правом отмены незаконных решений региональных энергетических комиссий (В Бурятии это РСТ) и усилить их ответственность.

ФАС России разработала проект закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации», который станет комплексным и ключевым документом в сфере тарифного регулирования, основой грядущей тарифной реформы.

О направлениях экономической политики в этой сфере деятельности можно узнать, зайдя на сайт ФАС России по ссылке.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Улан-Удэ работодатели стали чаще интересоваться долгами соискателей
Бизнес, 28.03.2024
С проверкой кредитной истории при трудоустройстве чаще всего сталкиваются менеджеры по работе с клиентами, специалисты по продажам и закупкам
В Иркутске развернётся Байкальский международный форум партнёров
Бизнес, 27.03.2024
В настоящее время началась регистрация участников форума
В Улан-Удэ бизнесмен платил за вывоз мусора по завышенному тарифу
Бизнес, 27.03.2024
Вопрос решился после вмешательства прокуратуры
Улан-удэнского предпринимателя настиг «Сказочный патруль»
Бизнес, 26.03.2024
Компенсацию взыскали судебные приставы
Жителю Бурятии запретили катать туристов по Байкалу
Бизнес, 25.03.2024
Нарушителя выявили в Кабанском районе
Семья из Улан-Удэ отсудила у «Уральских авиалиний» свыше 250 тысяч
Бизнес, 22.03.2024
Пассажиров сняли с рейса из-за якобы превышения размеров ручной клади
Улан-Удэ заполонят парковки для электросамокатов
Бизнес, 22.03.2024
По планам, станет почти на 300 мест больше
В Улан-Удэ прокуратура проверила «Абсолют» с чадящей котельной
Бизнес, 19.03.2024
Котельная работала при отключенной газоочистной установке
В Бурятии бизнесмена осудили за контрабанду нефрита и жадеита
Бизнес, 17.03.2024
Стоимость партии камней превысила 50 млн рублей
Прокурор Бурятии провёл рабочую встречу по снижению давления на бизнес
Бизнес, 15.03.2024
За год прокуратура отклонила 80% заявлений контролирующих органов о проведении внеплановых проверок предприятий
В Бурятии оператора связи штрафовали на 2,4 млн за звонки от мошенников
Бизнес, 14.03.2024
Жительнице Тункинского района мошенники позвонили несколько раз
Загрузка...
^