- Деньги были сняты в пять часов. В это время мы спим, дети у нас несовершеннолетние с нами спят, карта у меня в сумке. Деньги пропали, - рассказала Галина Ларионова.
Банк в случае с Галиной ограничился отпиской и денег не вернул. Ещё одна подобная история закончилась хорошо лишь благодаря настойчивости и финансовой грамотности клиента.
«Ночью на телефон пришли оповещения о повторном списании с карточки сумм всех моих покупок за неделю. Пошёл в банкомат, снял оставшееся. После банк объяснил произошедшее каким-то сбоем. Деньги с трудом, но вернули на карту», сообщает другой житель Бурятии.
Сегодня деньги с карты могут уйти несколькими способами. Самый частый – кража самой карты. Большинство забывчивых владельцев нацарапывают пин-код прямо на ней или кладут его рядом в бумажник.
- Более редкие случаи, когда потерпевший карту не терял и если подключена услуга смс-оповещения, ему приходят оповещения о том, что сняты деньги с карты. Это бывает в том случае, когда действуют хакеры. Это всё происходит посредством интернета. Бывает, что люди подключают услугу «Он-лайн банк», чтобы с помощью интернета расплачиваться за какие-то покупки. Люди где-то оставляют, либо на сайте свой код доступа в он-лайн режим, - сообщил заместитель начальника отдела управления уголовного розыска МВД по Бурятии Александр Корчуганов.
С нового года права владельцев пластиковых карт защитит закон о национальной платёжной системе. В нём впервые прописали механизм возврата списанных денег.
- Банк обязан уведомлять клиента о всех операциях, проведённых по его карте. Клиент обязан при несанкционированных действиях с платёжной картой сообщить незамедлительно, то есть не позднее следующего дня о несанкционированных действиях. Если же после того, как клиент уведомил банк, по этой карте произошли какие-то действия несанкционированные опять же, тогда банк возвращает эти денежные средства, - говорит начальник отдела платёжной системы расчётов Национального банка Бурятии Ольга Федорюк.
С теми деньгами, которые сняли до заявления клиента, банк разбирается месяц, если операция прошла в пределах страны, и два месяца, если деньги ушли за границу. В том случае, если вина клиента не доказана, деньги вернут.
- Для всех людей, которые соблюдают законодательство, не занимаются мошенническими схемами, для них, конечно, благо. Есть другая категория людей, которая этими вещами будет пользоваться. Здесь защита и банков должна быть. Понятное дело, что банки коммерческие будут защищаться и лоббировать несколько иные вещи, - считает кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ВСГУТУ Иннокентий Багинов.
Банкиры пытались обязать клиентов самостоятельно отслеживать все операции, но пока эти поправки не прошли. Не исключено, что попытки будут продолжены. Ведь банкиры, в отличие от большинства своих клиентов, умеют заботиться о сохранности каждой своей копейки, сообщает «Ариг Ус».