Часто будущие пенсионеры узнают о том, что их пенсионные накопления без их ведома переведены в другой негосударственный пенсионный фонд. В этом году ситуация обострилась: в Центробанке подтвердили, что количество жалоб от граждан, у которых «увели» деньги, резко возросло. В этом году уже более 2,6 тысячи человек заявили, что их обманули, сообщает «РГ».
Количество жалоб от граждан, у которых "увели" деньги, в этом году резко возросло. Это связано с продолжающимся вот уже третий год «мораторием» на накопления. НПФ лишены притока «свежих» средств, поскольку сейчас все взносы полностью направляются на поддержание страховой части пенсионной системы. Поэтому фонды, правдами и неправдами пытаются привлечь к себе новых клиентов с их уже накопленными ранее деньгами.
Чаще всего о том, что деньги «ушли», граждане узнают из информационных писем. «Старый» фонд извещает, что в связи с прекращением договора об обязательном пенсионном страховании и в связи с заключением нового договора с другим НПФ накопления направлены в новый НПФ.
И если человек не делал никаких переводов, свои накопления никуда перенаправлять не собирался, он чувствует себя обманутым. И не случайно. Потому что самое малое зло, которое грозит будущему пенсионеру в подобных случаях, - это потеря инвестиционного дохода. Дело в том, что по закону без потерь менять НПФ можно только раз в пять лет. Если же накопления переводятся из фонда в фонд до истечения этого срока, расчёт идет по номиналу, а набежавшие за эти годы проценты фонды возвращать клиенту не обязаны.
По мнению Банка России, исправить ситуацию поможет работа над «пробелами» в нормативной базе: требования к деятельности агентов НПФ должны быть детально прописаны, а сами фонды должны отвечать за людей, которых привлекают к работе с деньгами своих клиентов.
С 1 января 2015 года при подаче заявления о досрочном переходе в НПФ или в ПФР гражданин теряет доход, полученный от инвестирования пенсионных накоплений фондом. Поэтому гражданам стоит проявлять осмотрительность. Также рекомендуется отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию на портале госуслуг России в разделе «Пенсионные накопления».
- К сожалению, при существующем порядке перехода из фонда в фонд и сам гражданин, и его предыдущий НПФ зачастую узнают о факте перевода пенсионных накоплений слишком поздно, когда единственной возможностью отстоять свои права остается обращение в суд. Недобросовестные фонды или их агенты рассчитывают именно на это, учитывая нежелание многих людей начинать судебные разбирательства. Мы считаем, что порядок переходов должен быть изменен, и вместе с министерством финансов активно работаем над этим, - сказал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута.