Во время сильнейшей грозы в Тункинской долине молния ударила в павильон, где расположены управляющие органы телескопа МАСТЕР-2 ГАИШ МГУ, а также восточная метеорная камера и её управляющий компьютер, принадлежащие астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета.
- Интернет-связь с приборами была потеряна. Могло случиться самое печальное. Вчера, 4 августа, сотрудник НИИ прикладной физики ИГУ провёл диагностику аппаратуры на месте. Потери минимальны, молниеотвод сработал, то, что перегорело, уже заменено и стоит недорого, дистанционное управление аппаратурой восстановлено, - сообщил на своей странице в Facebook физик, директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев.
Он сообщает, что восточная камера работает, интернет-связь с ней есть, и значит, что только погода может помешать наблюдениям метеорного потока Персеиды, пик которого ожидается в течение двух ночей - на 13 и на 14 августа.
- Ждём хорошей погоды. Лучше бы без гроз, - написал профессор.
- На ночном небе мы видим кратковременные вспышки – как будто звездочки вспыхивают, «чиркают» по небу и тут же гаснут. Такие явления называются метеорами. Когда метеоров много, мы говорим о метеорном потоке. Августовский поток, связанный с частицами кометы Свифта-Таттла, именуется «Персеиды». Название связано с тем обстоятельством, что нам кажется, как будто метеоры вылетают из области созвездия Персея, - поясняет Язев.
Как правило, Персеиды дают примерно 60 частиц в час (один метеор в минуту). Но в 2016 году мы будем пролетать сквозь сгущение роя частиц, и это значит, что частота наблюдаемых метеоров может увеличиться в два – три раза. Согласно некоторым прогнозам, интенсивность потока может достигнуть 200 метеоров в час – три-четыре вспышки в минуту.
Максимум потока ожидается в ночь с 12 на 13 августа, после полуночи. Но и в следующую ночь – с 13 на 14 августа – метеоров в ночном небе может оказаться немало, уточняет учёный.