Страшная новость
Вечером 23 сентября маленькое мухоршибирское село Новый Заган было встревожено известием – из школы не вернулась 10-летняя Женя Гуслякова. Девочку искали по подружкам, по одноклассникам, опрашивали, кто мог видеть девочку накануне исчезновения, но все безрезультатно. Поиски Жени были прекращены лишь поздним вечером, когда в маленьком подполье заброшенного дома, практически в центре села, девочка была найдена мертвой.
На следующий же день Следственный комитет сообщил о задержании подозреваемого по делу. По версии следствия, по дороге из школы между девочкой и 15-летним подростком произошла ссора. Дети забежали в заброшенный дом, там девочка кинула в подростка камень, тот в ответ бросил обломок кирпича, который попал девочке в голову. Девочка захрипела. Испугавшись, мальчик скинул тело в подполье и закидал кирпичами.
По подозрению в убийстве был задержан восьмиклассник Владимир Павлов. 26 сентября суд арестовал подростка на срок предварительного следствия до 24 ноября.
Приемные родители подростка не могут поверить в то, что их сын мог совершить такое страшное преступление. В тот день ничего странного за старшим сыном Володей они не замечали – в положенное время, как обычно, он пришел из школы, переоделся, занялся делами. А когда вечером позвонили из полиции и спросили его младшую сестренку, не видела ли она одноклассницу Женю, сын стоял рядом и так же, как все в большой дружной семье, недоумевал, куда могла исчезнуть девочка.
Вечером жители села узнали, что девочка найдена - мертвой. Родители не могли предположить, что с этого дня жизнь их семьи круто переменится. Уже за полночь в дом постучала полиция. Людмилу с младшей дочерью попросили проехать в школу, где собирали для беседы одноклассников убитой девочки. Мать с дочерью поехали на патрульной машине в школу, а когда вернулись домой, старшего сына дома не было. Разминулись - Владимира уже увезли, и оказалось, не в школу, а в отдел полиции в Мухоршибирь.
«Спасите!»
- Мы всю ночь его ждали, волновались. Вместе с ним в отдел доставили еще несколько мальчишек, но те были с родителями, а наш оказался один. В 7.30 утра приехали сотрудники полиции и сказали: ваш сын дал признательные показания, соберите его одежду, - на этих словам у обоих родителей покатились слезы. Глотая слова, Людмила продолжила. – Я дома смотрела его костюм, он чистый был, а сейчас говорят – одежда в крови. В отделе поговорить с сыном мне не удалось. Я только сказала ему: «Если ты этого не делал, не говори на себя». А он так глазами показывает на сотрудников, я понять ничего не смогла. Перед следственным экспериментом учительница, которая тоже присутствовала на допросе, рассказала мне, что сын показал ей свою ладошку, на которой было написано: «Спасите».
- Первое несоответствие – они вот пишут здесь, что сына задержали в 5.35 утра, а они его с часу ночи в отделе держали, - взволнованно читает документы Валентин Артамонов, отец подростка. – Он, когда показания утром давал, засыпал. И ходил сын странно, ноги болели. Мы написали заявление в прокуратуру и Следственный комитет с просьбой разобраться, не применялось ли к сыну физическое и психологическое давление.
«Мама и папа тебе не помогут»
- На суде, когда избиралась мера пресечения, сын тайком передал мне записку, - показывает обрывок листка Людмила Михайловна.
Путано, с ошибками, на клочке написано: «…пришли милиционеры, их было 11 человек, один взял меня за руку, а начальник полиции сказал, расставь ноги, я расставил. Он пнул меня по ноге и сказал, если я не возьму вину на себя, то никакие мама и папа не помогут. Они увезут меня в город и поставят раком, я не это убийство возьму на себя, а все остальные висяки. А перед тем, как приехал следователь, я повторял все за начальником полиции, потом все, что повторял, я говорил».
- На следственном эксперименте рядом со мной стоял мальчик, который сказал мне: «Меня в отделе били, но я не сознался», - вспоминает Валентин Васильевич. Вскоре выяснилось, что Наталья Путилина, мать этого мальчика, подала заявление в прокуратуру на действия сотрудников полиции. Нам удалось найти заявительницу и ее сына.
- Дяденька шапку вот так скрутил и по лицу, по голове бил, - рассказывает 13-летний Коля. – Второй дяденька зашел и спрашивает: «Ну что, не сознался еще»? Я говорю, а в чем мне сознаваться, если я там не был? А они мне: «Не ври, тебя там видели». Угрожали, если не сознаюсь, увезут в город и в карцер посадят.
Не верят родители в виновность сына и по другим причинам. По словам отца, в тот день сын пришел со школы около трех часов дня и остаток дня провел дома. По словам оперативника, девочка к моменту обнаружения в 23 часа была уже как пять-шесть часов мертва. Подсчитав, родители пришли к выводу, что сын на момент убийства был дома.
- Очень жаль девочку, очень, но мы хотим, чтобы правда восторжествовала, - говорит Людмила. - Мы всегда учили детей, что за свои поступки надо отвечать, но если есть за что. Нужно исключить все возможные противоречия, все проверить-перепроверить, прежде чем утверждать, что наш сын к этому причастен. Он у нас тихий, стеснительный, вспышек ярости за ним никто никогда не замечал. Если ему сделать больно, он в чем угодно признается.
Вычеркнули из жизни
По данным следствия, ссора между детьми возникла из-за того, что девочка обозвала подростка «детдомовским». Однако родители уверяют, что приемные дети уже давно не обращают внимания на обзывания.
- В первое время они со слезами прибегали, ночами истерики, а потом успокоились, - рассказывает отец. – Мы взяли детей в 2007 году. Людмила тогда проходила в больнице медосмотр, вернулась со слезами – увидела в больнице девочку, которую вместе с двумя братьями должны были вскоре передать в детдом. Мы взяли всех троих. У нас двое уже взрослых приемных детей, живут в городе, самостоятельные, так что трудностей мы не боялись. Первые годы трудно было, дети такую школу жизни у родных родителей прошли! Мы ночами не спали.
- Первое время они только черные крестики да гробики рисовали, - добавляет приемная мама детей. – А потом оттаяли – появились другие цвета, цветочки, деревья, сердечки.
Старшему Володе тогда было восемь, его младшей сестренке всего три. Володя в первый класс пошел в Новом Загане, и поначалу прежняя жизнь давала о себе знать в его поведении. Оттого и поставили мальчика на внутришкольный учет. По словам мамы, во втором классе он с другом «пошутили» - сообщил в полицию о минировании, а в начальной школе он украл из открытой сумки учительницы тысячу.
- Он испугался и убежал в Улан-Удэ, мы его нашли и тысячу вернули. Если бы он убил девочку, разве бы он спокойно домой пришел? – сомневается отец подростка.
После случившегося многие жители села ополчились на семью. Призывают и выселить семью из села, и сжечь, и детей отобрать. Некоторые здороваться перестали, многие отвернулись. Опека в приемную семью уже приходила, детей никто отбирать не собирается. Дети живут в дружной семье, где их очень любят, дома уютно и чисто.
- Еще суда не было, а сына уже считают убийцей, его вычеркнули. Учительница в школе детям сказала: «Володя убийца, ему 15 лет грозило, но из-за того, что он признался, ему два года скостили». Представляете? По радио передают: «Приемная семья выращивает убийц», что за цинизм! – с волнением говорит Валентин Васильевич.
Ради сына родители были вынуждены нанять адвоката, который уже приступил к работе.
- Незаконное задержание и арест несовершеннолетнего Павлова, по мнению родственников и защиты, связано с тем, что оперативными работниками правоохранительных органов, исходя из имеющихся допросов, была отработана лишь одна версия - виновности Павлова, - говорит Екатерина Старкова, адвокат. - Мы уверены, что Павлов не совершал убийства. В настоящее время подготовлены и будут поданы жалобы на незаконные действия сотрудников, обжаловано содержание его под стражей. У нас имеются данные, подтверждающие алиби Павлова. Все собранные материалы будут переданы следствию, надеемся, что следствие будет беспристрастно.
В Мухоршибирском МСО СУ СК РФ по РБ заявили, что проверка доводов обвиняемого в его невиновности будет проведена, сообщает «Номер один».