Единственный международный гроссмейстер-женщина на всей территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, чемпионка России по шахматам среди студентов и среди девушек, двукратная чемпионка Европы по шахматам среди девушек, чемпионка Сибирского федерального округа по шахматам среди женщин дала интервью «Чита.ру»
— Как обычно проходит ваш день?
— Я перестала участвовать в турнирах полгода назад. Сейчас я тренирую детей. Им по 6-7 лет, и они уже выполняют разряды. У троих моих учеников в возрасте 7 лет уже есть II взрослый разряд. Обычно мы с ними встречаемся 2-3 раза в неделю, тренировка длится до 2 часов. Я их направляю, общаюсь с родителями. Очень важно, чтобы родители тоже контролировали процесс, наблюдали за тем, как дети готовятся. У нас в Бурятии шахматы включены в школьную программу в пилотных школах. Депутат Народного Хурала и президент федерации шахмат республики Бурятии Вячеслав Ирильдеев два года назад ввёл шахматы в систему обучения по своему округу.
— Бывает ли такое, что день проходит без шахмат?
— Да, сейчас бывает, конечно. Раньше полгода назад такого не было, я каждый день готовилась, каждый день занималась от 2 до 3 часов. А потом в какой-то момент я решила, что хватит уже ездить, можно и позаниматься, научить чему-то маленьких детей. В январе я последний раз съездила на этап Кубка России в Москву и больше нигде не участвовала.
— Что для вас шахматы: тренировка ума, способ зарабатывания денег или вы просто не можете не играть?
— До какого-то момента шахматы были для меня профессией, но должна сказать, что женские шахматы, они не такие профинансированные, наверное, и на них особенно денег не заработаешь. На мужских можно заработать, а здесь нужно намного больше выкладываться.
— Бурятская пресса называла вас единственной женщиной гроссмейстером от Урала до Тихого океана. Бытует мнение, что шахматы — не женский вид спорта. На ваш взгляд, корректно ли здесь проводить разделение по половому признаку?
— Вообще да, считается, что мужские шахматы более профессиональные что ли. Потому что очень много мужчин гроссмейстеров. Но вот есть, например, венгерская женщина гроссмейстер, ЮдитПолгар, которая играет наравне с мужчинами. И она, наверно, единственная женщина, которая может так играть.
— Задам ещё один вопрос, связанный с гендерным аспектом. Александра Костенюк, 12-я чемпионка мира по шахматам, часто мелькает в заголовках как секс-символ женских шахмат. Наталья Погонина также нередко делает на этом акцент. Как вы относитесь к подчёркиванию сексуального ракурса женских шахмат? Должны ли гроссмейстеры с верхних строчек рейтинга FIDE Top 100 Women таким образом привлекать внимание к этому виду спорта?
— Я думаю, должны. В последнее время многие хотят, чтобы шахматы стали более зрелищным видом спорта. Например, человеку, который особенно не разбирается в шахматах, бывает неинтересно смотреть на партию, в которой на ход уходит порой по полчаса. К тому же нужно привлекать спонсоров, болельщиков. Это, наверное, правильно, потому что всё это идёт на благо — на развитие и популяризацию шахмат. Чем шахматы популярнее, тем лучше всем шахматистам.
— Фотограф Тайлер Фрейзер (TylerFraser) как-то снимал уличных шахматистов, блицующих на улицах Калифорнии. Блицоры — короли тактики. Как вы относитесь к уличным шахматам?
— Вообще, всегда интересно, проходя мимо, посмотреть, например, как играют дедушки на скамейках в парке. Блицы я люблю, но предпочитаю всё-таки классику, где можно всё рассчитать, и где меньше акцент на случайную удачу.
— Не могу не задать вопрос о вашем участии в шахматном турнире в Чите. Какой был самый яркий ход дня, и, вообще, какие впечатления, расскажите, интересно.
— Я сделала четыре ничьи из двадцати партий (остальные выиграла), и это довольно-таки много: обычно если я играю 20 досок, то делаю одну-две ничьи максимум. Это говорит о том, что здесь соперники были достаточно сильные, и было довольно интересно с ними играть. Играли, по-моему, около 3 часов — обычно дело заканчивается за 2 часа. Можно сказать, заставили попотеть (смеётся). Возраст игроков был от 11 лет до 70, а все четыре ничьи вышли именно с шахматистками: одна партия — с девочкой до 15 лет, две — с девушками от 20 до 24, и одна — с женщиной лет 60.
— Вы, вообще, кажется, любите давать сеансы одновременной игры?
— Да, сейчас я регулярно провожу такие сеансы. Началось всё c 11 лет, когда меня стали возить по районам Республики Бурятии. Сначала это были 15 досок, а в 13 лет я дала сеанс игры на 33 досках. Такие сеансы влияют на популяризацию шахмат, потому что во время таких партий собирается очень много людей, любителей шахмат, которые интересуются, спрашивают. И здесь я могу показать, что шахматы — это игра не только для узкого круга людей. Любой желающий может подойти ко мне за советом, сыграть со мной партию, и, может, чему-то научиться.
— Есть ли у вас кумиры в шахматном мире или просто люди, возможно, не имеющие отношения к этой игре, с которыми бы вы хотели сыграть?
— Сложно сказать. Может быть, с нынешним чемпионом мира, 23-летним Магнусом Карлсеном. Я бы с ним сыграла даже просто ради получения опыта. Я была в прошлом году в Индии на матче, где он боролся за шахматную корону с Вишванатаном Анандом. Я как раз смотрела партию, до которой было четыре ничьи, а в этой, пятой, Магнус одержал победу.
— На кого равняетесь в шахматах?
— В детстве, когда отец по вечерам обучал нас с сестрой, мы читали книгу четвёртого чемпиона мира Александра Алёхина. Партии из неё мне особенно запомнились, и его стиль мне ближе всего.
— Это ведь Алёхин — гуру «слепых» шахмат, кажется? Во время турнира в 1914 году в Германии его заключили в тюрьму, где он играл с сокамерником вслепую, потому что у них не было досок. А вы играли когда-нибудь в такие шахматы?
— Да, вслепую я играла один раз, мне было лет 16. Партия длилась около 35 ходов, и соперник был довольно серьёзным — кандидат в мастера. Он, в отличие от меня, видел доску. Я тогда одержала победу.
— Михаил Таль как-то сказал: Я пью, курю, гуляю с женщинами, играю в азартные игры, но шахматы по переписке — грех, которого на мне нет. А на вас есть?
— Тоже нет. Раньше они были популярны, когда не было компьютеров, которые могут помочь. А сейчас уже нет откладываний, и если есть игры по переписке, то они уже не пользуются таким успехом.
— А где играете в шахматы онлайн?
— Я играю на Шахматной планете.
— Вы упомянули шахматных помощников. Люди, играющие в шахматы в режиме онлайн, часто пользуются различными движками, которые помогают им выиграть и поднять рейтинг на шахматном сайте до зашкаливающих отметок. Так называемые «читеры».
— В онлайне «читеров» очень много. Но они также встречаются и на живых турнирах. 2-3 года назад на соревнования запретили приносить мобильники: телефон заиграл — сразу ставится поражение, а сейчас запрет распространяется даже на выключенный телефон. Так борются с нечестным и недобросовестным подходом.
— Чем шахматы помогают в жизни?
— Очень многим. Я играю с 6 лет, и всё мое взросление становилось под влиянием шахмат. Я очень рано стала самостоятельной: начала ездить на турниры — с 9 лет с тренером, а с 16 — уже сама. Кроме этого, шахматы помогают развивать фантазию и умение просчитывать жизненные ситуации на несколько шагов вперёд.