11 декабря

10 декабря

Популярное

Туяна Николаева: Преодолеть провинциальность

Туяна Николаева: Преодолеть провинциальность
Общество, 
Об умилении «кульком», о «селфи» на выступлениях всемирно известных артистов и о том, как актуальны ли запросы улан-удэнских зрителей, размышляет в своём блоге на «Байкал-Daily» театральный критик Туяна Николаева

«А давайте о зрителе. Тем более, что временное затишье в нашей театральной жизни позволяет спокойно поговорить обо всех участниках процесса. Сказано же – учите матчасть. Театры на предмет актуальности уже изучили, теперь рассмотрим и зрителя – а актуальны ли его театральные запросы сегодняшнему дню.

Принято считать, что люди, в принципе, не знают, чего они конкретно хотят от театра, то есть, что им театр предложит, то они и будут потреблять. Я эту точку зрения очень поддерживаю, а наша улан-удэнская публика делает все, чтобы очень поддерживать меня в этом мнении.

Прежде всего, мне кажется, что посетителей наших театров публикой можно называть только в силу привычного употребления этого слова, не более. Все-таки публика, это люди, которые пусть неосознанно, но объединены более-менее схожими качествами – целями, настроениями, притязаниями. Иными словами публика, это своеобразная устойчивая общность людей, неформально, но все же организованных схожими интересами.

У нас в этом смысле можно выделить только одну устойчивую общность зрителей - ту самую случайную публику, которая ходит в театр, как уже говорилось в предыдущей колонке, по случаю – на премьеру, юбилей, или гастролирующую знаменитость. Свежий пример – приезд Николая Цискаридзе. Внезапно, отчетный концерт хореографического колледжа стал интересен даже тем, кто в иное время и не помнит о том, что у нас есть такое учебное заведение. Страшное дело, даже мне звонили с просьбой поспособствовать проникновению на вожделенный концерт! И это при том, что Цискаридзе в концерте не участвовал, то есть не танцевал. Однако, даже не танцуя, звезда балета способна сделать кассу.

В основе такого ажиотажного интереса не только праздное любопытство, и не просто жадность до новых впечатлений, а вопрос самооценки, ведь посредством лицезрения всемирно известной звезды люди приобщаются к этой самой всемирности, и оказываются в одном ряду со зрителями Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Москвы и т.п. В стремлении таким образом преодолеть провинциальность и периферийность, стать частью истэблишмента, потребляющего самый качественный художественный продукт, наша публика весьма актуальна. Это ведь своеобразное «селфи» - и я там был, мед-пиво пил…

При этом, надо обратить внимание на то, что уровень запроса публики, уровень ее понимания, соответствует уровню знаменитости. Зримо, слышимо, и ощутимо, это было явлено на выступлении Константина Райкина прошлой осенью. Поначалу зал был радушно почтителен к имени и статусу гастролера, который вежливо, но решительно повел зрителя нелегкими путями и судьбами высокой отечественной поэзии. А затем публика, что называется, вняла артисту и оказалась способной идти за ним. Гораздо выше и дальше своего первоначального желания просто увидеть любимого артиста, просто увидеть большого артиста, просто увидеть артиста качественно иного, не местного, уровня.

В таком случае, получается, что зритель все же знает, чего он хочет от театра, от спектаклей, от артистов – конечно же, высокого уровня, высокого качества!

Но как только знаменитость исчезает с наших горизонтов, в силу вступает продолжение присказки про мед-пиво – по усам текло, да в рот не попало.

На премьерном спектакле ГРДТ «Комната невесты» публика кричала «браво» так же как кричала это Райкину! При том, что Райкин явил все то, что в совокупности называется культурой – человеческой, профессиональной, театральной, - мастерство, искусство, эстетику, мысль, чувства, ответственность перед профессией, самоуважение, почтение к зрителю. Тогда, как «Комната невесты» - это демонстративное отрицание всего вышеперечисленного, масштабное утверждение того самого «кулька», о котором говорилось в предыдущей колонке.

Наш зритель приучен не просто смиренно, а с удовольствием потреблять этот «кулек». Когда четыре года назад я начала публичную критическую деятельность, самый постоянный, самый употребляемый аргумент моих оппонентов состоял в том, что тот, или иной спектакль для Улан-Удэ нормален, прекрасен. На убеждения, что такая позиция ущербна, что в основе ее резервационное мышление, и что к искусству она не применима, потребовалось время и много усилий, которые привели к тому, что позицию эту просто перестали декларировать. Но она существует. Как в сознании деятелей искусства, так и в сознании публики.

«Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств», - утверждал Петр Чаадаев. Достоевский говорил, что мысль надо почувствовать. И великая сила театра заключается в том, что он приводит мысль в движение посредством чувств. По произведениям мировой драматургии можно, как по протоколу, отследить, ценой каких эмоциональных потерь и находок человечество обретало человеческие и гражданские ценности, как проходя через горнило чувств и переживаний, училось мыслить и осознавать себя. Мы можем увидеть, как вне цивилизационных границ оказывались отцеубийство, клятвопреступление, кровосмешение; как в сознание человека входили и обретали мировоззренческие масштабы и социоорганизующую силу понятия времени, любви, прощения. Или, например, до шекспировской Джульетты человечество измеряло любовь ветхозаветной мерой – «ибо сильна, как смерть, любовь», а влюбленная девочка вдруг роняет «моя любовь без дна, а доброта, как ширь морская», и, не только самим фактом своей любви, но и этим сравнением, кодирует любовь, как чувство естественное, присущее каждому, заложенное в природе каждого человека.

И вот поэтому театр, которому нечего сказать зрителю, который не способен через чувства вывести зрителя к мыслям, к смыслам - не актуален. И, конечно, такой театр не нуждается в зрителе актуальном сегодняшнему дню, и, конечно, создает зрителя по своему подобию.

Но несправедливо было бы возлагать всю ответственность за зрителя только на театры. Все-таки, театры посещают наиболее мыслящие члены нашего общества, те, у кого, в принципе, запросы к жизни, повыше среднеобывательских. Тем более, что, как уже было замечено, ожидания публики в отношении звезд мирового масштаба, соответствуют их классу. И тем удивительнее то, что даже очень и очень мыслящие, информированные, искушенные, влиятельные зрители, коих немало в Улан-Удэ, не пытаются изменить хотя бы собственный уровень восприятия наших театров.

Как-то одна постоянная театральная зрительница, вкус которой чрезвычайно взыскателен, в соцсети написала о том, как хорошо жить в городе, где есть оперный театр. Вот просто, как факт. Есть оперный театр – хорошо. А недавно она же делилась в соцсети впечатлениями о посещении одного улан-удэнского ресторана. Немало чего не оказалось в этом ресторане, что должно было быть, согласно заявленному классу. Даже меда в сырной тарелке не было! Что и вызвало закономерную саркастическую критику. Я, конечно, не могла не задуматься над двумя этими репликами… Получается, что от ресторана мы, совершенно справедливо, требуем актуальности, требуем профессионального подхода, а не унижающей нашу самооценку местечковой самодеятельности.

В то же время с театра профессиональный уровень, все то, что должен находить в профессиональном искусстве уровень интеллекта современного человека, степень его информированности, объем его эмоций, охват его мыслей, - не запрашивается. Удовлетворяет сам факт театра. Такого, какой есть - не актуального, инфантильного, страдающего задержкой развития. «Кулек» не только не унижает, а даже умиляет…

Значит ли это, что класс физических и физиологических потребностей зрителя выше класса его эстетических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей? Возможно. Но, скорее, зритель не отдает себе отчета в том, что в театре он имеет дело с искусством, а не с автономным учреждением культуры и искусств. И, потому он, зритель, достоин искусства, и должен получать именно искусство, а не то, что театры хотят выдать за таковое».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Почти половина улан-удэнцев надеются на премии к Новому году
Общество, 11.12.2024
На них рассчитывают 42% работающих горожан
По селу в Бурятии кучами бегают собаки
Общество, 11.12.2024
Безответственные хозяева отпускают их на самовыгул
В Бурятии собственника понудили убрать свалку на сельхозземлях
Общество, 11.12.2024
Нарушение выявили в ходе сентябрьской проверки
Прокурор Бурятии посетил строящийся корпус Хоринской школы
Общество, 11.12.2024
Зафиксировано нарушение сроков исполнения контракта
Аэропорт на севере Бурятии оборудовали пандусом после вмешательства прокуратуры
Общество, 11.12.2024
Нарушение выявили сотрудники Байкальской транспортной прокуратуры
В Бурятии люди преследовали рысь, которая трагически погибла
Общество, 11.12.2024
Она пришла в село и прогуливалась по улицам
Команда из Бурятии не смогла пройти в финал шоу «Лига городов»
Общество, 11.12.2024
Сами ребята считают, что выступили хорошо, и сделали всё задуманное
В райцентре в Бурятии маршрутки ездят мимо улицы
Общество, 11.12.2024
Автобусы внезапно перестали там останавливаться 
В Улан-Удэ вдове погибшего участника СВО помогли оформить пенсию
Общество, 11.12.2024
Ей пришлось обратиться за помощью к уполномоченному
В Улан-Удэ отловят и усыпят четырёх лисиц
Общество, 11.12.2024
Специалисты обследуют частный сектор
В честь Дня Конституции в Улан-Удэ пальнут из пушки
Общество, 11.12.2024
Из неё выстрелит внук знаменитого снайпера
В Бурятии шаманы попросят об излечении всех людей от болезней
Общество, 11.12.2024
Для этого они устроят специальный обряд
В Бурятии с военнослужащими проводят занятия по огневой и тактической подготовке
Общество, 11.12.2024
Тренировки проходят с повышенной интенсивностью, в том числе в ночное время
Путин пообещал разобраться с выселением семьи участника СВО из Бурятии
Общество, 11.12.2024
Доклад по делу также затребовал председатель Следственного комитета России Бастрыкин
^