Примечательно, что открылась дискуссионная площадка столь щекотливой темы, с выступления уже известного всей стране певца и композитора Лудуба Очирова. Напомним, что несмотря на ограниченные возможности по зрению, мальчик ведет активную творческую и концертную деятельность.
В рамках обсуждения проблем инклюзивного образования гости форума, представители образовательных учреждений, родительской общественности отметили, что для полноценного обучения особых детей в школах необходимы специальные адаптивные образовательные программы в школах, профессиональные кадры, умеющие как работать с ребятами с ограниченными возможностями. И, конечно, по-прежнему есть проблемы и улучшении материально-технической базы школ. Не везде, где учатся особые дети, есть лифты, пандусы, поручни.
Тем ни менее, участники форума сошлись во мнении, что на первом месте в решении трудностей инклюзивного образования стоит вовсе не материальная составляющая. Главная сложность в том, что общество хоть и сделало большой шаг навстречу непростым детям, но в большинстве своем люди не хотят пускать в свою жизнь особых детей с их не простой судьбой.
- Я полагаю, что из всех проблем образования проблема образования детей, имеющих особые потребности – это самое драматичная, самая напряженная, самая сложная проблема. И ее решение зависит от того, как само общество относится к этой проблеме. Если бы нам удалось решить проблему не столько инклюзии таких детей в школу, а вопросы принятия таких детей в классах школой, учениками и их родителями, тогда бы все вопросы были сняты. Но эти вопросы снимаются не административными мерами, а глубинным преобразованием отношения к проблеме самого общества, - отметил в своем выступлении эксперт института образовательной политики «Эврика» Владимир Бацын.
Как в подтверждение данной точки зрения прозвучали слова представителя от родителей особых детей Ангелины Сербиной. Как рассказала членам дискуссионной площадки мать ребенка с ограниченными возможностями, им пришлось поменять целых четыре городских школы, прежде чем найти то учебное заведение, где особому ученику можно будет учиться в комфортных условиях.
- Даже сегодня, на форуме я услышала словосочетания дети «нормальные здоровые дети» и дети особые. Я сразу себя почувствовала по ту сторону баррикад. Если мы изживем в свом внутреннем мировоззрении этот смысл: «нормальный значит здоровый» и наоборот, только тогда возможны какие-то подвижки в обществе, - заявила Ангелина Сербина.
Вместе с тем, в ряде школ Улан-Удэ не только специализированных под особых детей, но и обычных общеобразовательных учится немалое количество учеников с ограниченными возможностями. И в большинстве случаев таких ребят одноклассники принимают с душевным теплом и пониманием. Как правило, в таких случаях ребенка должен сопровождать кто-то из родителей, но иногда дети сами помогают школьнику с ограниченными возможностями, подняться на второй этаж, порой на руках относят одноклассника или одноклассницу в другой класс.
- Сейчас идет развитие таких качеств как толерантности, милосердия, добродушия. Как в детях, так и в нас взрослых людях, педагогах. Учитель также должен быть очень гибким, заинтересованным и не безразличным к таким ребятам. Он должен подойти к этим проблемам со своим взглядом, но и одновременно максимально опираясь на опыт родителей, которые с малых лет знают досконально все тонкости своего ребенка, - замечают представители улан-удэнских общеобразовательных школ, работающих с особыми детьми.