Жители Бурятии не найдут в ней ничего нового, однако для Белгородской области впечатления автора должны стать открытием.
«Уж если и есть где загадочное и одновременно манящее место в Бурятии, так это Иволгинский дацан – место, которое всецело ассоциируют с мудростью. Как ассоциируется с мудростью и сам буддизм. Массу впечатлений, помнится, оставило у нас посещение буддистского храма в Элисте пару лет назад. Но Бурятия с его Иволгинским дацаном... Не случайно это сооружение считается духовной столицей буддизма в России.
Иволгинский дацан стоит у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 км от Улан-Удэ. Построили его в 1945 году местные мастера. Со временем Дацан превратился в храмовый комплекс, сейчас в него входят главный храм, малые храмы, здания библиотеки, факультета философии, учебный корпус буддистского института, гостиница, музей памятников буддистского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам. Ежегодно множество паломников приходит в Иволгинский дацан, чтобы поклониться главному храму буддизма в России.
На входе нас встречает несколько служителей – лам. Но из группы выходит один – вовсе не напоминающий бурята. Представляется: Валерий, сам из Питера, врач по профессии, но последние несколько лет нашёл себя здесь. По хорошо поставленной речи, знанию истории религий, буддизма - в особенности, понимаем, он тут не случайно. Как не случайны, наверное, служители в храме любой религиозной направленности.
Валера подробно и, главное, интересно, увлечённо рассказывает историю создания монастыря, основы буддизма, не спеша водя нас по территории огромного комплекса. Вездесущие журналисты прикладываются и крутят изо всех сил попадающиеся нам на пути барабаны с мантрами. «Крутите, крутите, - поддерживает наш гид, - молитвенные барабаны «хурдэ» приносят счастье».
Оборот барабана по часовой стрелке приравнивается к прочтённой молитве и освобождению от некоторого количества грехов. Мои коллеги стараются на совесть, выстраивается очередь, чтобы покрутить.
Величайшая реликвия Дацана - нетленное тело Великого ламы - Хамбо ламы Итигэлова находится во Дворце его имени. Хамбо лама ушёл из жизни в 1927 году во время медитации в позе лотоса, в этой же позе был помещён в саркофаг, который был вскрыт через 75 лет. Тело осталось нетронутым временем. Учёные данный феномен объяснить не могут. Доступ во Дворец к телу Хамбо ламы осуществляется восемь дней в году. Нам, увы, не повезло...
Главный дуган Иволгинского дацана вообще напоминает внутри большую детскую комнату - манерами местного иконописания, ликами божеств, их особой пластикой, орнаментами, сочными красками. Если зелёная - то насыщенная, живая зелёная, если синяя - то тёплая, глубокая. Статуя будды, которая “восседает” по центру зала, - будто взирает со всех свысока. Валерий шепчет нам, чтобы громко не разговаривали, идёт служба. А на выходе не разворачивались к статуе будды спиной - лучше бочком, отдавая дань уважения.
С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, уже к декабрю того же года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано сложное для восприятия название, означающее в переводе: монастырь, основанный в месте, где вращается Колесо Учения, приносящее Счастье и преисполненное Радости. С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.
По мнению буддийских монахов, три чуть ли не самых страшных вещи, которые могут произойти с человеком, - это красота, слава и богатство. Итигэлов говорил, что буддизм - это не религия, не наука и не философия. Это - свобода. Вот они и рвутся из нашего мира страданий и вещизма.
А нам ужасно не хотелось покидать этот островок, место, где поистине живёт мудрость. Но впереди - обед, и нам предстоит знакомство с национальной кухней. Уютное кафе прямо посреди степи, где мы притормозили, называется «Алтаргана». Увидев на рекламной растяжке непонятные разуму слова: бухлёр, бууза... острые на слово братья по перу начали скабрезничать, мол, сначала «бухлёр» - а потом начнётся «буза»... Но спиртное, к счастью, не подали, а принесли вкуснейшую, наваристую похлёбку из баранины с кусками ароматного мяса (от такого невольно опьянеешь!), а потом была и бууза (или «позы», как их называют на русский лад) - аналог мантов, приготовленных на пару. Словом, обед получился царский. А мы отправляемся на Байкал, предстоит преодолеть 140 километров пути...»